Светские СМИ, передавая новости из охваченной беспорядками Центральноафриканской республики (ЦАР), рисуют мрачную картину межрелигиозного кровопролития. В качестве воюющих сторон они изображают две религиозные группы: мусульманских боевиков Селека, чей переворот в 2013 году спровоцировал вспышку насилия, и христианских ополченцев “Анти-балака”, которые теперь воюют против них. Мусульмане и христиане предстают как равно виновные стороны в трагических событиях последних месяцев.
Но верна ли эта картина? Можно ли называть группировку Анти-балака “христианской”? Согласны ли христиане ЦАР с их действиями?
Христианские группировки?
В ноябре 2012 года вооруженная исламистская группировка Селека организовала восстание против правительства ЦАР. К марту 2013 года они захватили власть, начались массовые грабежи и мародерства, несдерживаемое насилие, вооруженные нападения и убийства мирных жителей, не исповедовавших ислам. Очевидцы рассказывают душераздирающие истории о жестоком насилии и массовых убийствах. После нескольких месяцев таких погромов немусульмане сформировали отряды ополченцев Анти-балака («анти-мачете») для самозащиты. Постепенно боевики Селека стали отступать, а их лидер сложил с себя полномочия президента. Теперь Анти-балака совершает многочисленные ответные нападения и погромы.
Не стоит замалчивать тот факт, что многие из ополченцев Анти-балака заявляют, что они христиане и действуют от имени христиан ЦАР. Но в контексте Центральной Африки это утверждение обманчиво. Наряду с основными евангельскими и католическими общинами в ЦАР существуют многочисленные так называемые этнические христиане, которые так называются только потому, что принадлежат к своему племени, а также номинальных христиан, которые посещают церковь и в то же время практикуют оккультизм, анимизм и традиционные африканские религии. Этих людей можно назвать не иначе как псевдо-христианами.
Есть основания подозревать, что отряды Анти-балака сформированы в основном из таких людей. Многие из них носят амулеты и талисманы, которые, как они верят, защищают их от пуль. Это говорит о том, что они привержены скорее фетишизму, чем Христу. Большинство их атак направлены против мусульман, но христиане тоже терпят от них страдания и оскорбления. Ими движут больше политические мотивы, чем религиозные, как отмечают пасторы в ЦАР. Некоторые группы открыто заявляют, что они не христианские боевики.
Христианский ответ
Самым убедительным доказательством того, что Анти-балака только называет себя христианской, – это совершенно иное мнение ведущих христианских служителей в ЦАР. Они постоянно дистанцируются от группировки Анти-балака, заявляя, что ее нельзя называть христианской и что они не получают никакой поддержки поместных церквей. Они открыто осуждают насилие, охватившее страну, чьими бы руками оно ни совершалось, и призывают христиан проявлять прощение и созидать мир.
Эти слова подкрепляются практическими действиями. Тысячи мусульман, которым угрожает Анти-балака, находят в стенах христианских церквей защиту. Один из старших христианских служителей пригласил главу исламского сообщества укрыться на время в его церкви. “Я живу рядом с ним и прошу христиан поступать подобным же образом”, – говорит он. Люди, заявляющие о своей приверженности группировке Анти-балака, исключаются из церквей.
Церковь в ЦАР несет мощное свидетельство благодати и любви Христа в условиях интенсивного давления, отчаяния и страданий. Не нужно ставить их в один ряд с повстанцами, чьи преступления говорят о том, что они только называются “христианами”.
Перед угрозой исламизма
Погружение ЦАР в насилие и анархию наглядно иллюстрирует, какую угрозу может представлять ислам для страны, в которой большинство населения исповедует христианство. Мусульмане здесь составляют всего около 15% населения и сосредоточены в основном на севере. И все же местная исламистская группировка при поддержке из-за границы смогла устроить в стране настоящий переворот, свергнуть правительство и установить власть террора на долгие месяцы. Ее жестокость вызвала ответную и не менее жестокую реакцию со стороны немусульман, что грозит перерасти в геноцид.
Правительство оказалось в сложной ситуации. Не бороться с исламистскими боевиками – значит развязывать им руки, а если сдерживать или запрещать исламизм (или сам ислам, как недавно сделала Ангола), это может, наоборот, привести к его росту. Если в такой ситуации оказалась ЦАР, где 50% населения христиане, не многие страны могут чувствовать себя в безопасности.