Представьте на минуту, что вы христианин в Сирии. Вас окружает ужасное насилие, и вы остро нуждаетесь в самых простых вещах. Ваша христианская община является мишенью для исламистских боевиков, а ваши родные и друзья рискуют быть похищенными и убитыми. Вы в опасности и отчаянии. Что бы вы стали делать?
Столкнувшись с таким кошмаром, около 600,000 сирийских христиан бежали из родного города, если не считать еще двух миллионов сирийцев, которые ищут убежище в других странах. Всего в мире 15,4 миллионов беженцев и еще 28,8 миллионов вынужденных переселенцев внутри своих стран. Это официальные данные, – реальные цифры могут быть гораздо больше.
Существует опасение, что если христиане продолжат и дальше покидать Сирию, страна превратится во второй Ирак. С 1990 года три четверти иракских христиан покинули свою страну, спасаясь от враждебности и целенаправленного насилия. Некоторые опасаются, что христианство может совсем исчезнуть из Сирии и Ирака.
Преследуемые христиане в Сирии и во многих других странах вынуждены нередко делать болезненный выбор: остаться на родине или бежать за границу. В этой статье рассказывается о том, что вынуждает наших братьев и сестер встать перед этим нелегким выбором, какие перспективы ожидают тех, кто решился бежать, и какова реакция властей, к которым они обращаются с просьбой предоставить им убежище.
Почему христиане становятся беженцами?
Во многих странах христиане страдают от насилия, притеснений и дискриминации за свою веру. Обращающиеся из других религий находятся в особой опасности и сталкиваются с преследованиями, социальной изоляцией, насилием и даже смертью от рук собственных родственников, соседей, работодателей и властей. Христиане также серьезно страдают из-за военных конфликтов и природных катастроф.
Например, ложное обвинение в богохульстве навсегда меняет жизнь пакистанских христиан. Даже те, кого оправдали и освободили, живут в постоянной опасности подвергнуться нападению. Фаррух Джилл был вынужден бежать со своей семьей после того, как его ложно обвинили в написании богохульных писем и в сожжении страниц из Корана. Полиция арестовала и пытала его. В итоге его оправдали, но он продолжал получать угрозы от исламистов. После того как он с семьей покинул Пакистан, Фаррух написал: “Хотя по милости Господа нас освободили, смертельная угроза для всей нашей семьи осталась. Мы очень переживаем о нашем будущем. Мы потеряли работу, дом… Но несмотря на все трудности у нас есть вера в Господа Иисуса Христа, Который избавил нас от еще более худшей ситуации, в которой мы могли бы оказаться”.Фарух с семьей живут сейчас в другой стране, в убежище, поддерживаемом Фондом Варнава.
С декабря 2012 года, когда в Центральноафриканской республике началось исламистское восстание, из-за вспыхнувшего насилия более миллиона человек стали вынужденными переселенцами в собственной стране. Тысячи христиан бежали в соседние страны. Все они находятся в очень тяжелых условиях, не получая необходимого медицинского обслуживания и страдая от нехватки продовольствия. Фонд Варнава предоставляет переселенцам экстренную продовольственную помощь.
Немало беженцев и из Ирана, где власти жестко преследуют христиан. Некоторых сажают в тюрьму по ложным обвинениям. И даже в странах, куда они бегут, христиане, и особенно обратившиеся из ислама, рискуют подвергнуться преследованиям. Фонд Варнава покрывает основные материальные нужды иранских христианских беженцев.
Мучительный выбор
Не все христиане, переживающие гонения, имеют возможность убежать. Некоторые не могут покинуть страну в силу географического положения, физической слабости или нехватки средств. А тем, кто может убежать, приходится делать мучительный выбор: должны ли они остаться в своем родном доме и, возможно, принять мученичество за Христа или лучше убежать в надежде обрести свободу в другом месте?
В Писании мы находим несколько вариантов, как можно поступить. В Деяниях Павел бежит из Дамаска, когда его жизни угрожает опасность (Деяния 9:23–25; ср. 2 Коринфянам 11:32–33), что отражает повеление Христа Своим ученикам бежать, когда они встретят гонения (Матфея 10:23). В другой раз Павел использует свое право римского гражданина и требует суда императора, чтобы не попасть в руки врагов (Деяния 25:11). Но он также несет свидетельство, страдая за имя Христа (2 Коринфянам 4:8–12; 6:4–10; 11:23–26), – это то, что ожидается от всех христиан (Откровение 13:10). Каждый верующий должен руководствоваться Божьим водительством, как ему поступить в конкретной ситуации.
У тех, кто решается бежать, нет никакой гарантии, что они обретут лучшую жизнь. Нередко их ждет опасный путь, а также бедность и лишения на новом месте. Принимающие страны, не подписавшие международные соглашения ООН о приеме беженцев, не обязаны предоставлять им официальный статус беженцев. А без него очень трудно найти работу и снять жилье. Люди, не имеющие легального статуса в стране, не могут рассчитывать на защиту закона. Их могут притеснять их же соотечественники, бежавшие вместе с ними, которые следуют иной религии. С такой ситуацией столкнулись афганские беженцы в одной из стран Азии. Партнер Фонда Варнава написал нам, рассказывая о двух девушках:
“Хотя они счастливы и полны надежды в Господе … они столкнулись с большими проблемами: их родители не могут получить хорошую и постоянную работу и поэтому не могут обеспечивать семью, и им приходится жить в маленьком грязном и переполненном доме”.
Процесс получения статуса беженца в странах, подписавших международные соглашения, бывает довольно сложным, затяжным и неудачным. Христиане, прося об убежище, могут вполне соответствовать всем требованиям, но их заявления нередко отклоняют из-за того, что они не могут четко и убедительно изложить все факты.
Особенно рискуют те, кто обратился в христианство из ислама, говоря о своей вере во время рассмотрения заявления. Сотрудники-мусульмане могут сообщить о них местной общине, чтобы те заставили их вернуться в ислам. Переводчики (которые, как правило, той же национальности, что и заявитель) тоже могут быть приверженцами другой религии, а потому препятствовать процессу предоставления ему статуса беженца и намеренно искажать факты при переводе. С этими проблемами сталкиваются и те, кто просит убежища в УВКБ (в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев).
Приезжая в западные страны, родители часто боятся негативных последствий воспитания детей в светской культуре, опасаясь за их веру.
Нет места в гостинице?
Человек, бегущий от преследования за свою веру, подходит под определение ООН понятия беженца, однако на Западе гонимым христианам иногда отказывают в предоставлении статуса беженца. Правительства западных стран неохотно дают статус беженца для преследуемых представителей религиозных меньшинств, чтобы не выказать таким образом превосходства одной религии над другой.
Например, Австралия планирует принять 800 афганских беженцев, которые помогали австралийским силам в Афганистане, а теперь терпят преследования со стороны исламистов, Но членам малочисленной христианской общины, которых тоже притесняют исламисты, Австралия помогать не собирается.
На данный момент свыше 18,000 сирийцев бежали в соседние страны. Среди них люди, пережившие пытки, женщины и девочки, которые рискуют подвергнуться насилию, а также те, кто остро нуждается в медицинской помощи. Они надеются на помощь в расселении, которую обещали им предоставить более 20 других стран. В ООН, куда обратились за предоставлением 100,000 мест, ответили так: “В приоритете находятся беженцы, сталкивающиеся с серьезными угрозами физической безопасности, особенно из-за своих политических взглядов или принадлежности к меньшинству”. Под это определение подходят уязвимые христиане и представители других религиозных меньшинств.
Также и во время дебатов по вопросу, должны ли западные страны принимать беженцев из Сирии, высказывались мнения, что христиане как самая уязвимая религиозная группа должны иметь приоритет. Мусульманские беженцы могут найти убежище в любой стране Ближнего востока, в то время как для христиан есть всего несколько безопасных мест в этом регионе.
Программа расселения беженцев нацелена на тех, кто уже зарегистрирован в УВКБ, что исключает многих христиан, столкнувшихся с трудностями в процессе регистрации или даже не осмелившихся его начать.
Кроме такого расселения можно попросить убежища непосредственно у государства, но для этого нужно как минимум достичь его границ. Даже Швеция, единственная страна, предлагающая гражданство всем сирийским беженцам, требует, чтобы те добрались до нее самостоятельно, безо всякой помощи и визы.
С начала конфликта многие христиане попытались обрести безопасность, вверяя свою жизнь в руки торговцев людьми или даже отправляясь пешком в Грецию и другие страны Европы через Турцию. Такие путешествия очень опасны и многим стоят жизни.
Как Фонд Варнава помогает?
Фонд Варнава предоставляет:
• экстренную помощь для христианских беженцев и переселенцев во многих страна. Мы оказываем гуманитарную помощь сирийским христианам, бежавшим в Ливан, Армению и Грецию, а также переселенцам, оставшимся без крова в родной стране.
• приюты и дома-убежища;
• долгосрочную поддержку общин беженцев. Например, мы поддерживаем группу афганских христиан, которые нашли убежище в другой стране, покрывая их расходы на обучение детей.
• юридическую помощь. Мы организуем проекты в защиту христианских беженцев и издали Руководство по оказанию помощи беженцам, которое полезно как отдельным верующим, так и церквям или организациям, оказывающим духовную и материальную помощь беженцам.
Христианские беженцы идут по следам нашего Господа, Которому пришлось бежать в Египет со Своей семьей, чтобы избежать смерти от рук Ирода. Бог любит их, заботится о них и ожидает, что его народ будет делать то же (об этом говорится, например, во Второзаконии 10:18–19 и Левит 19:34). А в Послании к галатам сказано: “Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере” (6:10). Мы призваны помогать всем беженцам и особенно нашим братьям и сестрам по вере.
В отличие от других беженцев, приезжающих в многокультурные западные страны, христианские беженцы не могут обращаться за помощью к своим соотечественникам, боясь подвергнуться преследованиям за свою веру. Поэтому они особенно нуждаются в помощи своих братьев и сестер во Христе.
Есть много способов, как вы можете помочь беженцам:
Молитесь. Вознесите Господу на руках молитвы всех беженцев и переселенцев; просите Его усмотреть все их нужды и окружить их любовью и заботой.
Жертвуйте. Наша поддержка сирийских беженцев полностью основана на пожертвованиях. Проекты, направленные на помощь беженцам и переселенцам:
00–1032 – Фонд Ближнего Востока,
20–383 – Продовольственная помощь иракским христианам в соседних странах,
и 01–901 – Помощь христианским беженцам из Афганистана.
Заступайтесь. Призываем вас обратиться к своему правительству с просьбой признать христианских беженцев и других уязвимых представителей религиозных меньшинств как заслуживающих статуса беженца. Образец обращения.
Участвуйте. Всемирный день беженцев в этом году отмечается 20 июня (в других странах – 15 и 22 июня), – это прекрасная возможность еще раз вспомнить об их нуждах.