Священник Винай Самуэль объясняет современные гонения на христиан Индии в свете правления коалиции партий, возглавляемых националистами «Бхаратья джаната парти» (БДП), которые пришли к власти в мае 2014 года
Того, кто помогает нуждающимся, не ожидая, когда его об этом попросят, и оплачивает чужие расходы со своего кармана, называют “добрый самарянин”. Многие люди разных религий и национальностей по-дружески проявляют к окружающим дела доброго самарянина, но истоки таких поступков находятся в учении Иисуса Христа. Забота о страдающих, гонимых и жертвах насилия – естественный христианский отклик на нужду.
В притче о добром самарянине (Луки 10:25–37) Иисус отвечает на вопрос законника: «Кто мой ближний»? Законник утверждал, что забота о нуждающихся имеет определенные границы – религиозные, правовые, социальные. Забота о жертвах насилия не так проста и понятна, как кажется (ст. 29).
В своем ответе Иисус ставит акцент не на человека, попавшего в беду, но на верующего, который призван любить Бога и ближнего, – это и есть выражение его веры в Бога и его позиции как дитя Божьего (ст. 27). Мы – дети Божьи, а это значит, что мы являемся ближними для тех, кто оказался в нужде. Более того, Иисус показывает, что следует отказаться от ограничений, связанных с ритуальной чистотой, помешавших священнику и левиту откликнуться на нужду. Наш ближний – любой, кто нуждается в нашей помощи, независимо от социальных, этнических или национальных границ (ст. 36).
Эта притча также учит, что цель такой заботы – восстановление пострадавшего и возвращение его к нормальной полноценной жизни: добрый самарянин обеспечивает пострадавшему долговременное попечение (ст. 35).
Следует заметить, как Павел рассматривает такой призыв к заботе о ближних. В Послании к галатам он пишет: “Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере” (6:10). Мы должны заботится обо всех, кто нуждается в нашей помощи, но когда мы видим в нужде наших братьев и сестер по вере, мы призваны покрывать их особой заботой и поддержкой. Сегодня наш отклик на страдания христиан от насилия, голода и скитаний должен иметь самый высокий приоритет.
Такой отклик на нужду христиан расширяет наши сердца для помощи и другим нуждающимся. Меня восхищает, как с новозаветных времен христиане жертвуют не только для тех, кого они знают, но и для тех, кто находится далеко, в других странах, для людей, которые совсем на них не похожи и с которыми они вряд ли когда-то встретятся.
Такая забота о ближних – важная часть христианского свидетельства о евангелии.
С каким давлением сталкиваются христиане в Индии?
Растет число нападений на церкви и на христиан, собирающихся на богослужения в церквях или по домам. Также участились случаи нападения на людей, которые рассказывают людям о евангелии.
Но индусские националисты совершают несколько очень серьезных ошибок. Они используют эти небольшие группы жестоких радикалов, чтобы нападать на церкви. А правительство пытается пресечь социальное служение христиан, так как боится, что верующие строят слишком тесные взаимоотношения с бедными и вникают в вопросы защиты прав человека и окружаюшей среды.
Так было всегда?
Нет, это тенденция последних лет. Гонения значительно усилились в последние десять лет. После формирования нового правительства, возглавляемого БДП, гонения приобрели более открытый и агрессивный характер.
Как сформировалась нынешняя ситуация?
Корни происходящего сегодня можно найти во Всемирном конгрессе религий, прошедшем в 1983 году в Чикаго. В своей речи об индуизме выступавший Свами Вивикананда говорил о том, что индуизм принимает все религии как истинные и подает миру пример веротерпимости и универсальной приемлемости.
Так что индусы весьма утверждены в своей религии и философии. Однако определенные общественные структуры взяли индуизм и сделали его крайне властным и категоричным. И теперь эта традиция стала доминирующей в стране, а ее сторонники заняли верхушку власти. Они агрессивно настроены против любой другой религии не потому, что чувствуют в ней угрозу, – это используется лишь как предлог – но потому, что хотят, чтобы индуизм определял, что значит быть индусом, а также роль религиозных меньшинств в обществе.
Согласно переписи 2011 года, численность индуистов снизилась до 80% от населения, мусульман – возросла до 14%. Число же христиан гораздо меньше – всего 2%.
Индуистов беспокоит количество мусульман, которых в Индии, по официальным данным, 150 миллионов (третье место в мире по количеству мусульман). Также их беспокоит готовность мусульман стать террористами-смертниками. Это очень пугает.
Являются ли гонения на христиан побочным эффектом страха перед исламом?
Да, христиане – легкая мишень, потому что их мало и они не отвечают на нападения. Христиан считают мирными людьми и миротворцами. Но власти не пресекают насилие в их адрес, так как хотят преподать мусульманам урок. Они говорят: “Если мы мы можем сделать это с христианами, мы сможем это сделать и с вами”.
Но даже если БДП лишится власти, она высвободит то, что не сможет контролировать, и другим концом это ударит по христианам, которые будут терпеть гонения еще как минимум 15 лет.
Как можно помочь христианам Индии?
Молитесь, чтобы Бог защитил христиан Индии, потому что многие из них крайне бедны. Они попадают под удар, потому что у них нет никакой экономической силы.
Продолжайте побуждать правительства западных стран оказывать давление на власти Индии, чтобы они следовали нормам международного права. Обращайтесь к своим депутатам от имени христиан Индии.
Поддерживайте проекты Фонда Варнава в Индии. Они во многом помогают облегчить их положение.