Каждый год свыше 5,000 британцев принимают ислам. В начале XXI века ислам стал заметно проникать в социальную среду по всему миру, даже там, где мусульман мало, и его влияние вышло далеко за рамки цифр. Оно заметно в отношениях, поведении, верованиях и даже в лексиконе отдельных немусульман, а также целых общественных структур. Почему и как это происходит?
В серии приложений, основанных на последней книге д-ра Патрика Сухдео “Дава: Исламская стратегия изменения современного мира”, мы рассмотрим исламскую миссионерскую стратегию, даву, как она работает в современном мире, какое богословие и идеология лежат в ее основе, а также ее роль в процессе всемирной исламизации.
В этой вступительной части мы рассмотрим некоторые особенности давы, ее роль в истории ислама и то, в каком виде она существует сегодня.
Некоторые аспекты давы
На чем основывается дава
Ислам не лишен идеи миссионерства. От его последователей требуется распространять свою веру среди немусульман и склонять их к исламу. Исламское богословие учит, что все мусульмане должны участвовать в проповеди ислама, или миссии, известной как дава. Этот арабский термин, означающий призыв или приглашение (к исламу), встречается в Коране десятки раз и понимается мусульманами как божественное повеление. Один из таких стихов гласит:
Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо! (Коран 16:125)
Дава основывается также на втором по важности для мусульман письменном источнике — хадисах, а также на личном примере самого Мухаммеда и традициях ранней исламской истории. Даву обычно не включают в список “столпов” ислама (пяти обязательных предписаний для каждого мусульманина), однако многие ученые подчеркивают, что каждый мусульманин должен в ней участвовать.
Рамки давы
С одной стороны, дава имеет внешние цели и направлена на немусульман, которых приглашают принять ислам как единственно истинную религию. Человек считается обратившимся в ислам после произнесения исламского исповедания веры (шахады): “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его”. С другой стороны, дава имеет и внутренние цели и направлена на мусульман, чтобы обновить их веру и посвящение.
В своих методах исламское миссионерство несколько схоже с христианским, однако есть одно важное отличие. Большинство христиан рассматривают миссию как двусторонний процесс, как диалог, в котором каждое вероучение имеет свободу нести в мир свое послание. А для мусульман дава — это улица с односторонним движением: только ислам имеет право голоса. Они отвергают любые старания христианских миссионеров и стараются подавить их и очернить как агрессивных, лживых и злых.
Кроме этого, дава — нечто больше, чем просто призыв к принятию ислама. В нее входит также коранический принцип “заповедовать быть добру и запрещать все недостойное”, как в исламских обществах, так и в немусульманских контекстах, как говорится в аяте:
И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы. (Коран 3:104)
Толкование этого отрывка расширяет рамки давы: это не только проповедь исламского учения, но влияние на саму структуру общества через установление в нем власти шариата. Это призыв к покорению немусульманских народов и приведение их к “добру”, то есть, исламу.
Роль шариата в даве
Важная цель давы — подчинение личности и общества власти шариата. Для большинства мусульман шариат — это божественный закон, определяющий рамки их веры. В исламе нет границы между государством и религией, поэтому шариат регулирует все аспекты жизни, включая семейные отношения, законодательство, экономику, уголовное право и военную политику.
По шариату, женщины подчиняются мужчинам, личность подчиняется обществу, а немусульмане подчиняются мусульманам. Права личности второстепенны по отношению к ее обязанностям в рамках шариата. Права человека, религиозная свобода, плюрализм и толерантность, — все это ограничивается шариатом.
В 2003 году Европейский суд по правам человека постановил, что шариат противоречит основным принципам демократии, изложенным в Европейской конвенции по правам человека. Во многих аспектах шариат также противоречит принципам прав человека, определенным во Всеобщей декларации прав человека, где говорится, что все равны перед законом, в то время как в шариате присутствует явная дискриминация в отношении женщин, немусульман, а также мусульман, обвиняемых в ереси. Шариат создан для того, чтобы оградить ислам, Мухаммеда и Коран от любой критики, что само по себе уже подавляет свободу мысли и слова.
История давы
Дава при Мухаммеде
Мухаммед видел в исламе истинную религию и миссию всех предшествующих ему пророков. По его мнению, их призыв звучал только к их собственному народу, в то время как его призыв универсален. Своей задачей как последнего пророка он считал повторить этот призыв ко всему миру и пригласить (дава) всех к истинной религии Аллаха — исламу. Мухаммед писал к различным правителям, приглашая их обратиться в ислам. Византийский император Ираклий и сасанидский император Хосров отказались принять это приглашение, что, с точки зрения мусульман, объясняет, почему мусульмане вторглись в эти земли после смерти Мухаммеда.
Когда Мухаммед возглавил первое исламское государство в Медине, новообращенные в ислам объединялись в умму (исламскую нацию, сообщество всех мусульман по всему миру). С теми, кто отказывался обратиться, поступали по-разному, в зависимости от их религии. К иудеям и христианам, подчинившимся исламскому правлению, но не принявшим ислам, относились как к покоренным людям (дхимма). Им позволяли следовать собственным религиям, но с жесткими и унизительными условиями. Язычников убивали, их жен и детей продавали в рабство, а их собственность переходила к мусульманам.
Дава в начале исламской истории
Халифы рашидун (первые четыре правителя у мусульман после Мухаммеда) следовали примеру и учению Мухаммеда. Своим соседям-немусульманам исламское государство провозглашало призыв (даву) покориться исламу — обратившись в него или (если это были иудеи или христиане) приняв унизительный статус дхимми. Если народ отвергал оба варианта, против него объявлялась война (джихад). Успешный джихад создавал необходимые условия, чтобы заставить завоеванный народ принять ислам. Такая практика была у Омейядского халифата (661-750 годы) и у Аббасидского халифата (750-1258 годы).
Дава в последующие века
Первые великие завоевания открыли огромные просторы для исламской давы. Ислам стал распространяться мусульманскими торговцами и суфиями (последователями мистического ислама).
В Центральной Азии суфии сыграли важную роль в обращении тюркских племен. А обращение монгольских завоевателей в Центральноазиатских степях (Золотой Орды) послужило катализатором для дальнейшего распространения ислама — османских завоеваний Византии в Анатолии и на Балканах. Так, джихад и дава шли рука об руку.
На юго-восток Азии ислам был принесен, главным образом, торговцами и суфиями, участвовавшими в даве. В контрасте с другими регионами, где мусульманские государства образовывались путем завоеваний, в Юго-Восточной Азии в ислам обращались сначала главные династии, а уже затем — основное население.
В субсахарскую Африку ислам проникал путем торговли и завоеваний. В Западную Африку ислам пришел с берберскими мусульманами из Северной Африки — завоеватели и торговцы шли вдоль караванных путей Сахары. К побережьям Восточной Африки по морю прибывали арабские мусульмане из Йемена, Омана и Хадрамаута, распространяя ислам все дальше на запад.
Индия много веков испытывала на себе волны мусульманских вторжений. Тюрко-афганские солдаты-рабы из Центральной Азии долгое время поддерживали мусульманское господство на севере Индии. Первое крупное завоевание совершили Омейяды в 7-8 веках. Вторая волна мусульманского вторжения была в 11 веке, когда Махмуд Газни (997-1030 годы) совершил 17 набегов в северной Индии за свое 33-летнее правление. В 1030 году газнавиды захватили Лахор и опустошили север страны. Третье вторжение возглавил Мухуммад Гури (ум. 1206), совершивший свой первый поход (к Мултану и Гуджарат) в 1175 г.
Гуриды начали последовательно завоевывать Индию. Они захватили Дели, основав Делийский султанат (1206-1526 годы). Четвертую волну исламизации принес с собой тюрко-монгол Тамерлан (1336-1405 годы), который перешел Инд в 1398 году и направился к Дели, грабя и убивая по дороге простых жителей. Пятая волна исламского вторжения началась под предводительством Бабура, основателя Могольской империи, и продолжилась при его преемниках. Одни индусы были насильно обращены в ислам в результате крупных завоеваний, другие постепенно приходили к исламу стараниями суфийских орденов.
Организация давы
Долг личный или общественный?
Исламские ученые на протяжении веков спорят о том, является дава общественным долгом (фард кифайя) или личным (фард айн). Некоторые традиционные толкователи Корана считают даву общественной обязанностью, то есть когда давой от имени всех мусульман занимается, например, Исламское государство или избранная группа исламских ученых. Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх, бывший Верховным муфтием Саудовской Аравии, утверждал, что дава — это коллективная обязанность мусульманской общины, а также личный долг каждого мусульманина. Большинство современных активистов давы подчеркивают, что это личная обязанность, возложенная на каждого мусульманина.
Рашид Рида (1865-1935 годы) говорил, что заповедь исполнения давы включает в себя создание специальной миссионерской организации для мусульман, избравших для себя эту миссию. Кандидаты должны обладать специальными знаниями и навыками, включая знание Корана и сунны, должны знать культуру, историю, географию, психологию, политику, религию и законодательство той страны, что избрана ими для миссионерской цели. Именно глубокие знания других культур, как считает он, помогли первым мусульманам покорить исламу многие народы.
Миссионерские организации
В начале 1970-х годов было проведено множество конференций и создано много новых организаций в поддержку давы. Особенно значимой была конференция, организованная Всемирной исламской лигой в 1975 году в Мекке, на которой было предложено полностью реорганизовать международную миссионерскую деятельность. В результате было создано еще больше организаций, специализирующихся на даве. Сейчас по всему миру работает мощная сеть организаций разных течений ислама, стремящихся обратить в ислам как можно больше людей и исламизировать как можно больше стран. Эти организации объединяются в крупные альянсы, поддерживаемые правительствами и межправительственными исламскими организациями. Финансируются они, в основном, из богатых нефтью арабских стран.
Особенно влиятельные среди них — Всемирная исламская лига и Организация исламского сотрудничества (бывшая Организация Исламская конференция). Они базируются в Саудовской Аравии и спонсируются саудовским правительством. Некоторые организации дава изучают методы христианских миссионеров и заимствуют самые эффективные из них.
Организация исламского сотрудничества (ОИС)
ОИС — это коалиция 57 государств-участников, которая позиционирует себя как “коллективный голос исламского мира”. ОИС имеет большой вес в ООН и в мировой политике. На саммитах ООН она говорит о необходимости усилить и систематизировать исламскую миссионерскую деятельность в мире. Среди ее рекомендаций по усилению миссионерской работы было создание культурных и образовательных центров для изучения арабского языка и исламской культуры. Для пропаганды ислама они используют всевозможные современные методы, подстраиваясь под разные сообщества. Они предлагали создать институты для обучения даи (исламских миссионеров), чтобы посылать их во все уголки мира. ОИС создает определенные структуры для координации многочисленных организации, работающих в сфере давы.
Дава и политика
Понятие о нераздельности религии и государства в исламе означает, что власти тех стран, где большинство мусульман, считают даву частью своей внешней политики, стараясь создать и финансировать миссионерские организации и институты, используя большие ресурсы и влияние. Саудовская Аравия, например, тратит десятки миллиардов долларов на всемирную даву, спонсируя исламскую информационно-просветительскую деятельность, строительство мечетей и исламских центров, а также распространение миллионных тиражей Коранов и другой исламской литературы на разных языках. В самой Саудовской Аравии власти поддерживают работу специальных центров, нацеленных на обращение немусульманских жителей (в основном, иностранных рабочих) в ислам.
Обучение даве
Сейчас основывается много учебных заведений, где преподается дава. Выходят различные учебники и самоучители для обучения даи. В них делается акцент на моральные качества, необходимые для миссионерства, и даются советы о практических умениях и навыках, необходимых для распространения ислама в том или ином контексте.