В статье “Божий ответ на наши страдания” мы говорили, что страдания пришли в этот мир, когда Адам и Ева, искушаемые сатаной, греховно восстали против Бога. Бытие 3:15 показывает, как сатана стал нашим врагом, Бог же решил проблему греха и страданий через смерть и воскресение Иисуса. Но пока, до возвращения Христа, сатана продолжает нести вред и разрушение, причиняя людям как можно больше страданий.
В чем проявляются эти страдания? Бог дал нам обстоятельное рассмотрение этой темы в Книге Иова. Перед нами разворачивается масштабная панорама человеческих страданий — тех, что позже испытал на Себе и Христос во время Своей земной жизни. Иов выступает здесь представителем всего человечества. В нем каждый может отчасти узнать себя, так как он пережил экономический крах, смерть близких, физическую болезнь, социальное отчуждение и духовные потрясения.
Сложности Книги Иова
Иов — это сложная книга. Красочные описания глубочайших страданий Иова и его страстные мучительные речи даются читателю непросто. Более того, в книге нет ответа на вопрос, почему мы страдаем. Это книга с восточным характером, причем поэтическая, что довольно непросто воспринимать западному читателю, привыкшему мыслить общими и абстрактными понятиями и анализировать текст фразу за фразой.
Ученые не могут сойтись во мнении относительно того, кто и когда написал Книгу Иова. Не могут они определиться и по поводу географического расположения земли Уц, которая, очевидно, находится не в Израиле. Но, пожалуй, такая неопределенность делает эту историю более универсальной.
Страдания человека по имени Иов
Ужасные страдания Иова описываются в 1:13-19 и 2:7-8. Начинается все с того, что четыре вестника сообщают о катастрофических потерях и тяжелой утрате. Его волов и ослиц украли, а людей, пасших их, убили. Его овец и пастухов опалил “огонь с неба”. Его верблюдов украли, а слуг, стерегущих их, убили. А еще сильный ветер обвалил дом его старшего сына, где в тот момент находились все его дети, и все они погибли. Затем тело Иова с головы до ног покрывается болезненными язвами.
Эти несчастья повлекли за собой другие. Мы знаем, что Иов был человек добросердечный, он заботился о бедных и слабых (Иов 30:25). Должно быть, он был сильно огорчен страданиями других людей, которых затронули “его” бедствия — это его жена и близкие, а также семьи погибших слуг. Смотреть на страдания других — это ужасно. Вспомните Марию, наблюдающую за распятием своего сына. Это действительно был меч, который пронзил ее душу, как предсказывал Симеон (Луки 2:35).
Когда Иов заболевает, он идет на пепелище, куда годами скидывался мусор и периодически сжигался. Сидя в этом грязном и презренном месте, все, что он мог сделать, чтобы облегчить свою боль, это скоблить язвы осколком разбитой керамики.
Эти страдания усугублялись реакцией окружающих. Раньше он был выдающимся и уважаемым человеком (глава 29), а теперь Иов опустился ниже некуда. “[Он] cовлек с меня славу мою” (19:9). Люди насмехались и издевались над ним, даже плевали ему в лицо (30:1, 9-10). Он стал противен своей жене (19:17). Его близкие родственники, вся семья, большинство близких друзей, знакомых, гостей — все отвернулись и возгнушались им. Слуги отказываются ему повиноваться. Даже дети презирают его (19:13-19). Он чувствует себя отвергнутым и брошенным.
Интересно отметить параллели с Иисусом Христом — “мужем скорбей” (Исаия 53:3), здесь тоже “Господу угодно было поразить Его” (Исаия 53:10). Он тоже был презрен и умален (Исаия 53:3).
Реакция страдающего Иова
Первоначальная реакция Иова обоснованна, мудра, смиренна и исполнена веры — это результат многих лет хождения с Богом. Он способен, на данном этапе, управлять своими эмоциями. Услышав о смерти всех своих детей, о потере имущества и гибели слуг, он пал ниц, поклонился Богу и сказал:
Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно (Иов 1:21).
Когда его коснулась ужасная болезнь, он говорит: “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов 2:10)
Но вскоре Иова захлестывают эмоции, и его уже сложно убедить покориться. Глава 3 представляет собой первый из многих плачей о чрезмерных муках. Он пытается сохранить хоть какие-то проблески надежды. Эта тема постоянно повторяется. Он теряет надежду (7:6) и затем снова хватается за нее: “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться” (Иов 13:15). К 19-й главе Иов говорит, что Бог совершенно лишил его всякой надежды. Он исторг ее, словно вырванное с корнями дерево (19:10).
Иову кажется, что Бог яростно разгневан на него, словно на Своего врага.
[Он] воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов 19:11).
Мы, читатели, знаем, что Бог вовсе не гневается на Иова. Наоборот, Бог очень доволен им. Но в этом и заключался смысл испытания Иова, что он не должен был знать причины своих страданий.
Тем временем бедный Иов думает, что Бог собрал все Свои силы, чтобы атаковать его со всех сторон (Иов 19:12). Он чувствует себя не только отстраненным от общества, но и покинутым Богом, а духовная боль гораздо сильнее физических страданий. Вспомните муки и терзания Христа на кресте: “Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?” (Матфея 27:46)
Но Иов крепко держится за свою веру и неожиданно произносит потрясающую фразу: “А я знаю, Искупитель мой жив” (Иов 19:25).
Еврейское слово, переведенное здесь как “искупитель”, это гоель, родственник-искупитель, кто был обязан отомстить за зло, причиненное его родным, или выкупить их обратно, если они были проданы в рабство. Нам, находящимся по эту сторону креста, сразу представляется Иисус, искупивший нас от рабства греха (Галатам 3:13; Титу 2:14; Откровение 5:9). Но Иов имеет в виду восстановление его доброго имени, которое было втоптано в грязь всеми бедствиями, постигшими Иова, так как считалось, что все это является наказанием за грех. Бог — его гоель.
Странно, что Иов претендует на родство с Богом, ведь он даже не израильтянин. Несмотря на это и на его теперешнее положение, он верит, что Бог, полный милости и любви, не отвергнет его навсегда и в конце концов очистит его имя. Как говорит Генри Эллисон, сын еврея, уверовавшего в Христа,
Иов… в горниле скорби обнаруживает, что он настолько связан с Богом, что может обратиться к Нему и даже вправе потребовать от Него объяснение, ибо Бог сделал его Своим.
Роль сатаны
Впервые, где появляется сатана в Книге Иова, это среди группы ангелов, представших пред Господом (1:6), Который спрашивает сатану о том, где он был. Сатана (что означает “обвинитель”) отвечает, что он обошел всю землю. Подразумевается, что он искал тех, кого можно обвинить. Затем в разговоре всплывает имя Иова — и не из уст сатаны звучит он впервые, а из уст Бога, Который говорит, что Иов — человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (1:8). Сатана в ответ заявляет, что Иов ведет такой похвальный образ жизни только потому, что Бог обильно благословил его материально, а забери Он у него все имущество, Иов непременно проклянет Бога. В ответ Бог дает сатане разрешение забрать у Иова все, что у него есть — “все, что у него, в руке твоей” (1:12) — но самого Иова не трогать.
Сатана уходит, и далее в жизни Иова происходят сразу четыре трагедии. Бог позволил это — и сатана сделал это. Многие верующие на месте Иова обвинили бы в своих страданиях сатану, но Иов мудрее. Он признает верховный суверенитет Бога (1:21). Бог использовал злобу сатаны, но источник страданий Иова восходит к Самому Богу, чему объяснение так и не дается (см. также 42:11.)
В главе 2 происходит еще одна встреча на небесах, и Господь одобряет реакцию Иова на страдания. Сатана заявляет, что если пострадает сам Иов, его тело, то от всей его непорочности не останется и следа. И тогда Бог дает сатане немного больше власти: теперь он может коснуться тела Иова, но не должен забирать его жизнь (2:1-6). Кожа Иова покрывается ужасными язвами, но из уст его не звучат проклятия в адрес Бога, как ожидал сатана. Иов снова видит в этом руку Божью (2:9-10).
Верные друзья Иова
Елифаз, Вилдад и Софар (2:11) были людьми состоятельными и влиятельными, которых уважали за их мудрость. И все же они покинули свои дома и отправились навестить бедствующего друга Иова, с которым никто больше не хотел иметь дела. Они сидели вместе с ним на этом грязном пепелище целую неделю. Они плакали. Они рвали на себе одежду и посыпали пеплом свои головы в знак того, что разделяют его горе. Проявляя чуткость и сострадание, посетители воздерживались от разговоров, “ибо видели, что страдание его весьма велико” (2:13). В конце Иов сам нарушает молчание, проклиная день, в который он родился. Вся третья глава передает его сетование и плач. Только после этого в разговор вступает один из друзей Иова — очень осторожно и стараясь его не обидеть (4:2). Каждый хотел бы себе таких чутких и преданных друзей.
Однако дальше становится понятно, что их слова вовсе не помогают Иову, по крайней мере не так, как они ожидали. Трое друзей Иова (да и он сам) считают, что хорошие люди должны процветать, а не страдать, так как Бог их благословляет.
Проблема Иова в том, что если все, во что он верил до этого, верно, то эти бедствия, обрушившиеся на его голову, означают, что он ужасный грешник. Но он-то знает, что это не так. Свидетельство его сердца вступает в конфликт с его богословием, на котором он строил свою жизнь. Друзья Иова постоянно призывают его раскаяться в грехе, которым, по их мнению, Иов навлек на себя все эти бедствия. Это только еще больше усиливает страдания Иова, но их слова помогают ему собраться с мыслями и обратиться за помощью не к людям, а к Богу.
Наконец, Бог отвечает Иову откровением Своего могущества (главы 38-41). Иов преклоняется перед суверенным Богом, принимает Его волю, отбрасывает все вопросы, усмиряет свой гнев и раскаивается (42:1-6).
Уроки Книги Иова
Некоторые христиане с приходом в их жизнь страданий переживают кризис веры и уходят от Бога. Но мало кто из них страдал так, как Иов, который твердо держался веры до конца, или как многие мученики, которые предпочли умереть, но не отречься от Христа. Так чему же учит нас Книга Иова?
Нам часто кажется, что было бы легче переносить страдания, если бы мы понимали, почему мы страдаем. Может, мы даже завидуем нашим братьям и сестрам, которые страдают от гонений, так как их страдания — прямое следствие их хождения с Господом и явно прославляют Его. Но одно из главных посланий Книги Иова заключается в том, что зачастую нет ответа на вопрос “почему мы страдаем?”, есть только ответ на вопрос “что есть страдание?”
Иов так и не узнал, почему Бог поразил его, но он приходит к выводу, что человек не может всегда понимать Божьи пути, а Бог не всегда открывает Свою волю. Даже учитывая то, что мы, читатели, в курсе диалога между Богом и сатаной (о котором Иов ничего не знал), все равно мы не понимаем, почему Господь так поступил. Нам, как и Иову, должно быть достаточно того, что Бог нам открывает. Для Иова это было Божье величие и всемогущество, явленное в творении. У нас есть также свет, что “озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа” (2 Коринфянам 4:6). Тайну страданий можно только принять, но не проанализировать или оценить.
Наше состояние может и не восстановиться, а потерянное не вернуться. В жизни Иова это произошло, когда Бог удвоил его состояние и дал ему еще 10 детей, а все родные и знакомые с радостью приняли его обратно (42:10-17). Но такое происходит крайне редко. Для многих верующих это случится уже только на небесах.
Мудрость не может дать ответ на вопрос: “Почему я страдаю?” Трое друзей Иова считались в своем окружении мудрецами, как и сам Иов, но ни у одного из них не было ответа. Единственный ответ, который у нас есть, — это продолжать уповать на Божественный суверенитет и Божье провидение несмотря ни на что, по примеру Иова:
В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова… (Иакова 5:10-11)
Доктор Патрик Сухдео,
Международный директор Фонда Варнава