Иисус дал нам четыре заповеди о любви. Первые две — из Ветхого Завета, а вторые две — Его. Мы должны любить Господа Бога нашего (Марка 12:30; Второзаконие 6:5), наших ближних (Марк 12:31; Левит 19:18), братьев и сестер по вере (Иоанна 13:34-35) и наших врагов (Матфея 5:44). Легко перечислить все это в одном коротком предложении, но воплотить это в жизнь не так просто. Однако у нас есть Святой Дух, действующий в нас (Галатам 5:22), и пример самого Господа Иисуса.
Какой же должна быть эта любовь? Наша любовь к Богу должна быть пламенной, всепоглощающей. Мы должны любить Его всем сердцем, всей душой, всем разумом и всеми силами. Наша любовь к другим должна быть так же велика, как и наша любовь к себе. Наша любовь к братьям и сестрам по вере должна соответствовать любви Иисуса к нам — той любви, что готова отдать жизнь за другого (Иоанна 13:1, 34; 15:12-13, 17). А любовь к врагам должна проявляться в поступках: делать им добро, молиться о них, благословлять их — даже если они проклинают нас. Так учил Иисус:
Эта сильная и активная любовь может проявляться и в гневе. В Новом Завете есть только одно место, где говорится, что Иисус испытывал гнев (Марка 3:5). Это был гнев, вызванный Его любовью к человеку с иссохшей рукой, которого Он встретил в синагоге в субботу. Иисус был разгневан и огорчен жестокосердием фарисеев, которые не желали исцеления этого человека, потому что считали это работой, которая в субботу запрещена. Иисус, несомненно, гневался, когда выгонял торговцев и меновщиков в храме, но на этот раз гнев был вызван Его любовью к Богу-Отцу (Иоанна 2:13-16). Гнев может быть неправильным и привести к греху (Ефесянам 4:26), но он также может быть правильной и любящей реакцией на несправедливость или жестокость. В подобных ситуациях гнев может быть куда более любящей реакцией, чем безразличие.
Любовь также должна проявляться в сочувствии и сопереживании. Сочувствие разделяет боль другого, входит в его эмоции и переживает его чувства. Это любовь, которая плачет вместе с плачущими (Римлянам 12:15). Иисус Сам плакал вместе с Марией и Марфой, когда они оплакивали смерть их брата Лазаря (Иоанна 11:35). Смерть Его друга терзала сердце. Он чувствовал боль потери и утраты. Да, Он собирался воскресить Лазаря из мертвых, и все же Он плакал.
Иисус рассказал притчу о добром самарянине как пример любви к ближнему (Луки 10:29-30), любви, рожденной из сочувствия. Но это также и пример любви к врагу, ведь иудеи презирали самарян. Самарянин, оказавший помощь раненому иудею, проявил любовь, которая стоила ему времени и денег, а значит он любил того, кто ненавидел и презирал его.
Где же найти такую любовь сегодня? В заголовках газет и соцсетях разжигается ненависть. Миротворчество презирается, а воинственность восхищает. Отказ простить убийц любимого человека теперь рассматривается как дань погибшему.
Мы как христиане, ученики нашего Учителя Иисуса должны всегда стремиться подражать Его жизни, Его сочувствию, Его праведному гневу, когда это необходимо, но, прежде всего, Его наивысшей самоотверженной и жертвенной любви.
Доктор Патрик Сухдео,
международный директор Фонда Варнава