Индия — одна из самых густонаселенных стран мира. В ней проживает 64 миллиона христиан. Но несмотря на такое большое число, они все же являются меньшинством, составляя всего около 2% населения страны, в то время как 80% жителей (из 1,3 миллиарда человек) исповедуют индуизм. Индуизм считается неотъемлемой частью индийской идентичности, так что некоторые индусы относятся с большим недоверием к последователям других религий, считая это непатриотичным.
Преследования христиан и других религиозных меньшинств в Индии усилились с приходом к власти премьер-министра Нарендры Моди в 2014 году. В 2017 году случаи гонений на христиан резко возросли, Евангельское братство Индии зафиксировало 736 инцидента (из которых 351 — с применением насилия). Для сравнения, в 2016 году было зафиксировано 348 случаев. При этом многие инциденты остались, скорее всего, неизвестными широкой публике, так что их общее число наверняка гораздо выше.
Появление христианства в Индии
Согласно христианской традиции, которой придерживаются на юге Индии, евангелие на индийский субконтитент принес апостол Фома в 50 или 52 году н. э. Христиане апостола Фомы в Керале (“Мар-Тома”) считают, что он основал церкви в семи городах на юго-западе Индии, установив в каждой из них кресты, а также обратил тысячи людей из разных каст чудесами и примером своей святой жизни. Традиция также гласит, что он часто страдал от ложных обвинений и различных противодействий. В конце концов, примерно в 72 году, он умер мученической смертью в Ченнаи, где его убили за отказ поклониться индуистской богине Кали. Одним из известных паломников, посетивших его гробницу в соседнем Милапоре, был Сигхельм, посол английского королевства Уэссекс, — он посетил могилу апостола в 883 году, чтобы принести благодарственные дары от короля Альфреда Великого. Раннехристианские авторы сообщают, что в I веке Индию посетил также апостол Нафанаил (Варфоломей), проповедуя и принеся с собой копию Евангелия от Матфея на иврите. Документальные свидетельства подтверждают, что христианство достигло отдельных частей Индийского субконтинента к началу III века. К 225 году н. э. епископ Байт-Лапата (позднее Гундешапур, а ныне Шахабад на севере Индии) наставлял индийских христиан, обращенных миссионерами из Персии и Месопотамии. Индийская Церковь, была основана, по-видимому, в начале IV века, когда Иоанн Персидский подписал Никейский Символ веры в 325 году “от имени [церквей] во всей Персии и в Великой Индии”. |
Особенно часто христианские общины страдают от нападок религиозных экстремистов. Случаи насилия становятся все более частыми и в тех нескольких штатах, что считаются наиболее стабильными, где раньше гонения были не так широко распространены.
Гонения на христиан усиливаются из-за законов, запрещающих прозелитизм
Правительственная националистическая партия Бхаратья Джаната Парти (БДП) ввела в нескольких штатах антиконверсионные законы о “свободе религии”. Они запрещают обращать людей в веру силой, обманом или хитростью, и из-за этих законов христиане, проповедующие евангелие, часто становятся жертвами ложных обвинений.
В сентябре 2017 года в штате Джаркханд был принят законопроект “Свобода религии”, который требует, чтобы всякий, желающий изменить свою религиозную принадлежность, получил на это предварительное разрешение от магистрата. Согласно закону, за “принуждение” к изменению религии предусматривается лишение свободы сроком на три года.
Обвинения христиан в нарушении антиконверсионных законов часто приводят к насилию или арестам, а также служит поводом для преследования христиан и срыва богослужений. БДП участвует и в принятии законов, вводимых на национальном уровне.
Особую угрозу для христиан Индии представляют всеобщие выборы, которые должны состояться этой весной. Выборы — это такое время, когда все больше продвигается политика и идеология национализма, напряженность в обществе возрастает, что нередко провоцирует усиление гонений. Оппозиционная партия тоже стала придерживаться более консервативных взглядов, что может привести к еще большей нетерпимости и усилить давление на нетрадиционные религии.
Социальная изоляция христиан
Христиане Индии страдают от жестоких физических нападений, насилия, социальной изоляции и нападок на церковные здания и дома христиан. Нередко верующим приходится бежать, оставляя дома и родные деревни. Кроме того христиан заставляют отречься от их веры, угрожая насилием и нападениями. Особенно рьяно это практикует известное движение “Гхар вапси” (возвращение).
В январе 2017 года жестоким пыткам подвергся Барту Ураун, 50-летний христианин, перешедший в христианство в одном из племенных районов восточной Индии. Местные жители связали его и его жену и заставили 17 часов простоять в ледяном пруду, требуя отречься от христианской веры. Барту отказался, постоянно повторяя: “Я не отрекусь от Христа … Я буду верить до последнего вздоха”. Очень скоро он умер – дальнейшее полицейское расследование заключило, что он умер от “естественных причин”.
Христианские общины в сельских районах Индии очень часто находятся в изоляции и особенно сильно страдают от жестоких нападений и массовых беспорядков. Особенно часто происходят нападения на церковные здания, когда христиане собираются на молитву и богослужение. Со стороны правоохранительных органов, как правило, нет никакой реакции. Как правило, полицейские арестовывают пострадавших христиан, а виновников насилия отпускают.
Христиане-далиты страдают вдвойне
Многие христиане принадлежат к далитам – это самый низший слой общества в кастовой системе Индии – и хотя обычно далитам положены льготы в сфере образования и трудоустройства, на мусульман и христиан эти льготы не распространяются. Христиане-далиты лишены этих привилегий и поэтому страдают вдвойне. Это самый бедный слой общества и наиболее подверженный нападкам, дискриминации и гонениям. На их жилье и церкви нападают, их лишают источника воды, что приводит к постоянным бегствам и к полной нищете.
Продукты из пальмового сахара — большая поддержка для христианских общин в отдаленных районах Индии Фонд Варнава поддерживает народности Кандхамал Куи, проживающие в отдаленных сельских деревнях в штате Одиша (бывший Орисса), на северо-востоке Индии. В августе 2008 года в этом регионе были убиты по меньшей мере 50 христиан. Некоторые были сожжены заживо, а другие изрублены на куски в жестокой волне антихристианского насилия. Три деревни были полностью очищены от христиан. Экстремисты разрушили их дома, церкви, лагеря беженцев и даже детские дома. Производство натуральных продуктов из пальмового сахар приносит этим отчаянно бедным и угнетенным общинам стабильный доход и надежду на завтрашний день. При минимальных затратах и после несложного обучения семьи могут собирать пальмовый сок для производства сахара, который можно продавать местным, что дает безопасный и стабильный доход. Пальмовый сахар — это натуральный подсластитель, богатый минералами и известный своими полезными свойствами для пищеварения и укрепления иммунитета.
Местные власти рады развитию такого предпринимательства, считая его надежным и “достойным” способом заработка. |
Фонд Варнава помогает детям из христианских семей в Бангалоре
Детское служение “Дивья Шанти” в Бангалоре, на юге Индии, обзавелось теперь новым зданием школы. Его строительство, поддерживаемое в основном Фондом Варнава, было завершено в 2018 году. В этом детском служении заботятся о 63 детях, которые живут в небольшом здании, а также о более 500 других, которые приходят сюда каждый день для учебы и других занятий.
Новое здание во многом улучшит возможности школы для обучения своих подопечных, даст дополнительные классы, лабораторию, компьютерный класс и библиотеку. Учителя, как и дети, в восторге от просторных и светлых кабинетов, где им теперь предстоит работать и учиться.
Также были улучшены и условия проживания. Например, в общежитии для девочек теперь у каждой девочки есть свой личный шкафчик для вещей и одежды. Особенно дети радуются новым ванным комнатам, где установлены современные души и туалеты. До этого они мылись, поливаясь водой из ведра при помочи чашки, а туалеты были самые простые.
В школе учатся 522 ученика от дошкольного возраста и до шестого класса, в том числе дети с особыми нуждами.
Фонд Варнава предоставляет помощь в покрытии льгот, которые школа предоставляет детям из бедных семей. Это помогает им выбраться из замкнутого круга бедности, приобретя хорошее среднее образование и некоторые навыки, которые пригодятся им в будущем для профессионального роста и повышения уровня жизни своих общин и семей.
Многие из них смогут найти хорошую работу, на которую их родители не могли даже рассчитывать.