Что ожидает гонимую Церковь
Являются ли проблемы пандемии, затронувшие христиан, и растущее давление на Церковь признаками наступления новой эпохи гонений?
Можно выделить пять ключевых тенденций, с которыми, по всей вероятности, столкнется гонимая Церковь в ближайшем будущем.
1. Наступает эра глобальных гонений
Растущее давление из-за дефицита ресурсов наряду с напряжением из-за растущего национализма во многих регионах вносят разделения в некогда мирно сосуществовавшие общины. Похоже, в посткоронавирусную эпоху расизм и даже ксенофобия только возрастут. Люди становятся более грубыми, в обществе растет нетерпимость, все это подпитывает рост гонений на христиан, которых часто воспринимают как чужаков и относятся к ним как к маргиналам.
2. Наслоение различных бедствий
В 2020 году мы видим, как на народы обрушились сразу несколько бедствий: коронавирус, нашествие саранчи и наводнения, образовав сложный кризис, и подобный сценарий, похоже, будет повторяться все чаще. В Восточной Африке в апреле и мае к эпидемии коронавируса добавились еще две трагедии, усугубляющие одна другую. Большое количество переселенцев значительно осложнило властям Кении попытки остановить распространение вируса. В то же время закрытые из-за карантина границы задержали доставку пестицидов в пострадавшие от саранчи регионы. В будущем подобное наслоение разных природных бедствий и эпидемий будет повторяться все чаще, многократно усиливая давление на христиан, живущих в бедности и гонениях.
3. Рост антихристианского насилия
Несколько исламистских террористических организаций восприняли пандемию как зеленый свет, и богословски и практически, и с новыми силами принялись терроризировать последователей других религий. Например, в Нигерии христианские общины оказались совершенно беззащитны: службы безопасности недоступны, а карантин и комендантский час делает их легкой мишенью. В Индии, где карантин вызвал, пожалуй самые серьезные последствия, вооруженные индуисты, похоже, стали еще больше нападать на христиан. В будущем подобные настроения будут, по всей вероятности, продолжаться и усугубляться.
4. Ограничение религиозной свободы и усиление надзора
Технологии слежения и надзора, внедренные для борьбы с распространением коронавируса, продолжат работать и после окончания пандемии. Государства не станут отказываться от этих мощных и высокотехнологичных инструментов для отслеживания всего и вся. Такие страны, как Китай и Индия, уже запустили тотальную слежку за своими гражданами. Правительства этих стран весьма активно стараются подавить христиан, а также других меньшинств. Нетрудно представить себе, что именно христиане станут одной из главных мишеней в этой слежке, которая движется в сторону более активного использования биологического и даже генетического материала для составления единой системы хранения личных данных. В так называемой “Четвертой промышленной революции” будут повсеместно внедряться системы искусственного интеллекта и биометрических технологий, к 2021 году планируется установить свыше миллиарда камер видеонаблюдения по всему миру.
5. Рост числа “сирот и вдов”
В мире усиливающихся гонений и угрожающих жизни природных катастроф самые беззащитные в нашей христианской семье окажутся в еще более тяжелом положении: те, кто лишился крова из-за насилия и стал переселенцем; те, кто лишился всего из-за природных бедствий; те, кто уже не в первом поколении загнан в ловушку крайней нищеты. Вдовы и сироты зачастую остаются беззащитны перед суровыми трудностями жизни. В Пакистане они презираемы втройне: как женщины, как вдовы и как христианки. Не зря Бог особо заповедует нам заботиться о “сиротах и вдовах” и поддерживать их, сделав это, как учит Его Слово, своим приоритетом.
“Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира” — Иакова 1:27
Проявляя Божье сострадание
“Есть люди, живущие очень далеко от нас, которые услышали о нашей нужде, и это коснулось их настолько, что они тут же пришли к нам на помощь, и вот эти продукты здесь”, — сказал пастор Йонли, национальный президент Евангелической церкви в Буркина-Фасо, во время раздачи продовольственной помощи от Фонда Варнава христианам, пострадавшим от насилия в начале 2020 года.
“Я благодарю Фонд Варнава, который поспешил нам на помощь, — сказал он, — Хотя нас не знают лично, но помнят о нас, проявляя Божье сострадание. Они сопереживают нашей боли, поддерживая нас молитвами и финансами. Свидетельство тому — мешки с кукурузой и рисом, которые вы видите”.
Христиане становятся легкой мишенью
В 2020 году из-за пандемии христиане Западной Африки стали еще более уязвимы и беззащитны перед нападениями экстремистов. Власти бросили все свои скудные ресурсы на борьбу с эпидемией и не в силах еще и защищать население от террористов, а христиане вынуждены сидеть дома, что делает их легкой мишенью. Джихадисты с радостью воспользовались моментом, радуясь тому, какие проблемы и страдания вызвала эта пандемия. В июне 2020 года ООН сообщила о том, что с апреля из-за жестокого насилия экстремистов в северо-восточной Нигерии этот регион покинули свыше 30,000 беженцев, многие из которых христиане.
Жестокие гонения усиливаются в Индии
Подъем насилия против христиан и массовых беспорядков в Индии в последние годы тоже вызывает беспокойство.
“Если с моим пастором что-то случится, я не буду бояться. Я возьму на себя работу пастора и буду служить Господу!” Это слова Самару Мадками, одного смелого молодого христианина в индийском штате Одиша. Ему было всего 14, и у него были все основания ожидать, что его пастор умрет, потому что христиане в его регионе много страдают от враждебности и насилия со стороны экстремистов хинду. Его отцу, старейшине церкви, угрожали физической расправой.
Но так получилось, что вскоре после этих слов экстремисты похитили и жестоко убили самого Самару. Он пропал 4 июня, а спустя два дня было найдено его тело. Банда, убившая его, пыталась также схватить его кузена, но он был старше и сильнее, поэтому ему удалось убежать.
“Самару был пылким христианином”, — говорит его пастор, вспоминая, как ревностно этот мальчик делился евангелием с другими подростками и детьми в своей деревне.
Притеснение христиан напоминает “культурную революцию” Мао Цзэдуна
В июне 2020 года одной 60-летней вдове в Китае, христианке, перестали выплачивать субсидию, потому что она отказалась снять христианские изображения у себя дома и “перестать верить в Бога”. Чиновники сказали ей, что если она не снимет изображения, то лишится единственного источника средств к существованию. “Вас кормит Коммунистическая партия, поэтому вы должны верить только в нее, а не в Бога”, — заявили ей чиновники. Два месяца спустя выплаты прекратились, потому что она отказалась снять изображения.
Другой верующий, столкнувшийся с похожими угрозами со стороны властей провинции Хэнань, говорит: “Что мне делать без средств к существованию? Как мне их убедить? Это как Культурная революция”.
В рамках китаизации в 2018 году были введены правила, в соответствии с которыми религиозные символы и тексты Писания должны быть убраны с видных мест в церквях, а на их место следует повесить китайский флаг, портреты президента Си Цзиньпина и лозунги Компартии.
Власти Китая притесняют христианские церкви по всей стране, в результате были принудительно закрыты сотни “домашних церквей” (т. е. незарегистрированных общин) и церквей “трех автономий” (т. е. зарегистрированных). Власти применяют все более репрессивные меры: жесткие полицейские рейды, тысячи арестов и задержаний, лишение пасторов свободы и принудительная установка камер видеонаблюдения внутри некоторых церквей.
Молитва Богу, Который есть “муж вдовам и отец сиротам”
Элис — вдова в Кении, она работала на цветочной ферме, зарабатывая $2.35 в день, но с началом карантина все работники потеряли работу. У Элис четыре дочки-школьницы, и не все они здоровы. Эта семья находилась в отчаянной нужде, когда пришла помощь от Фонда Варнава. “Я получила помощь от церкви – маисовую и пшеничную муку, свежий маис, бобы, овощи, растительное масло … и молюсь Богу, чтобы Он благословил те руки, что поддержали нас в нужде”, — говорит Элис.
За прошедший год (с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 г.) помощь Фонда Варнава получили 26,000 христиан, пострадавших от насилия и несправедливости в 19 странах, включая Бангладеш, Буркина-Фасо, Индию, Камерун, Кению, Киргизию, Мали, Непал, Нигер, Нигерию, Пакистан, Судан, Таиланд, Танзанию, Узбекистан, Шри-Ланку и Эфиопию.