“Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх”, — говорил Елифаз Иову (Иов 5:7). “Страдание — это часть человеческого состояния, и оно приходит к нам всем”, — писал Билли Грэм.*
Но неужели это всегда негатив? Необязательно. “Главное — это то, как мы реагируем на него, — продолжает Билли Грэм, — либо отвергаясь от Бога в гневе и в горечи, или приближаясь к Нему в доверии и уверенности”. Апостолы Павел и Петр оба учили этому. Петр говорил первым христианам, что им, возможно, придется поскорбеть от различных искушений, но все они приходят к нас, чтобы испытать и проверить подлинность нашей веры (1 Пет. 1:6-7). Павел писал о том, что мы даже хвалимся скорбями, “зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда” (Рим. 5:3-4).
Простой подсчет численности населения показывает, что как минимум каждый десятый из тех, кто именуется Именем Христовым, каждый день сталкивается с маргинализацией, дискриминацией, преследованиями, насилием, пытками, лишением свободы и даже с угрозой смерти. Но если страдания являются частью жизни каждого человека, значит все христиане испытывают их, пусть и в разной степени. Будь то болезнь, бедность, тяжелая утрата или разрушенные взаимоотношения, — все мы знаем, что значит страдать. Но воспринимаем ли мы свой болезненный опыт как возможность возрастать в подобие Христу, видим ли мы в нем инструмент для испытания и укрепления нашей веры?
Если из-за страданий мы начинаем роптать и бунтовать против Бога, то они приведут нас лишь к огорчению и ожесточению. Но если мы принимаем свои страдания как часть Божественной воли, оно способно преобразить нас.
Так, страдания являются жизненно важной частью нашей веры и возрастания в Господе, особенно если это страдания за Него. Иисус говорил Своим ученикам – и будущей Церкви – не удивляться страданиям: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Ин. 15:20). Страдания должны составлять существенную часть жизни истинных верующих. Павел, неоднократно терпевший избиения и попадавший в тюрьму, писал, что он носит на своем теле “язвы Господа Иисуса” (Гал. 6:17). Для него это был знак почета. Но даже если нам не выпала привилегия страдать за Христа, у всех нас есть возможность каждый день умирать для себя, отказываясь от повседневных удовольствий и комфорта, чтобы верно следовать по стопам нашего Господа, будучи Его верными свидетелями. Мало кому дается привилегия умереть за Христа, но каждый из нас может быть “живым мучеником”.
Во всех наших бедах Бог всегда с нами (Пс. 45:2). В самые глубины наших чувств и эмоций входит Бог, полный всякого сострадания и утешения. Он послал Своего единственного Сына в этот мир пострадать и умереть ради искупления человечества. Исайя повествует нам о Страдающем Рабе, Который был “презрен и умален… муж скорбей и изведавший болезни”, Который “изъязвлен был за грехи наши … мучим за беззакония наши” (Ис. 53:3-5).
Если страдания способны даровать такие благословения, правильно ли будет стараться избегать их? Искать для себя только солнечные поляны и горные вершины, избегая тенистых долин? Правильно ли молиться о том, чтобы наши братья и сестры были избавлены от страданий? Или нам следует молиться о том, чтобы они устояли в испытаниях, помня о Божьей благодати, которой достаточно для нас (2 Кор. 12:8-9)? Писание и жизнь христиан не дают однозначного ответа, потому что Бог ведет людей разными путями. **
Следует ли Церкви, которая испытывает сегодня все больше гонений, обращаться за помощью к государственным властям? Павел обращался к кесарю, но в то время в Римской империи можно было ожидать должной меры правосудия. А что если мы живем в стране, где власти заведомо суровы и несправедливы к христианам? Следует ли нам обращаться за помощью к другим странам? Иудейский царь однажды услышал такое предостережение: “Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него” (Ис. 36:6). Когда народ Божий испытывает нападки и угрозы, мы не можем уповать на другие народы и возлагать на них надежду на свое спасение – наше упование должно быть возложено только на одного Господа. У духовной проблемы не может быть мирского решения.
Некоторые спрашивают, почему Бог допускает страдания Своему народу. Им трудно уповать на всемогущего и всеведущего Бога, Который кажется безучастным и, похоже, совсем не слышит наших горячих молитв. Возникает желание самим вмешаться и избавить наших братьев и сестер от страданий. Но мы знаем, как страдания производят плод веры и преображают человека. И уже не кажется таким странным, почему любящий Господь допускает Своим детям “поскорбеть немного”, как пишет Петр (1 Пет. 1:6).
Сам Иисус молился, чтобы чаша страданий миновала Его, но затем добавил: “…впрочем, не как Я хочу, но как Ты” (Мф. 26:39). Для того чтобы взять на себя грех мира, Иисусу необходимо было пострадать. В нашей жизни могут быть другие причины, почему страдания “необходимы” (см. разные переводы 1 Пет. 1:6). Это ключ ко всем нашим ходатайственным молитвам за всех христиан и за нас самих, когда приходят страдания: “Не как Я хочу, но как Ты”.
Павел призывал Тимофея молиться за власти, чтобы “проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим. 2:1-2). Не будет неправильным просить о тихой и спокойной жизни без гонений. Но если Бог не дает ее, возможно у Него есть для нас план получше и Он хочет дать нам больше возможности возрастать в святости и благочестии.
* Билли Грэм, Таков как есмь, 1999.
** Подробнее об этом читайте в новой книге Патрика Сухдео «Ненавидимы напрасно», особенно гл. 14: “Ответ христиан на гонения” (сейчас готовится перевод книги на русский язык, следите за новостями).