![]() |

Христианство быстро растет в Китае. Сей факт правящая коммунистическая партия (КПК) признает весьма неохотно. Власти признают существование лишь 38 миллионов христиан, но даже это число приблизительно равно количеству членов компартии страны. В реальности же число христиан, по некоторым подсчетам, достигает в Китае 150, если не 200 миллионов человек, и их количество увеличивается с каждым годом на 1.2 миллиона человек.
Правительство президента Си Цзиньпина воспринимает христианство как “западную” религию и всячески препятствует ее росту. За последние два года значительно усилились действия властей против христианских общин – как неофициальных, известных как “домашние церкви”, которые компартия не контролирует, так и официальных, подконтрольных государству церквей “трех автономий”.
Пять официально признаваемых религий
Против христиан предпринимается целый ряд репрессивных мер, особенно после принятия новой религиозной политики в начале 2018 года. Подавление христианства, похоже, только усиливается. Введены новые правила, дающие правительству контроль практически за каждой сферой религиозной деятельности. По всей стране внедрена “система социального доверия” – сеть государственного надзора.
Китай — атеистическое государство, но в то же время конституция страны официально признает и обещает свободу пяти религиям: буддизму, католицизму, даосизму, исламу и протестантизму.
“Домашние церкви” закрывают и сносят за отказ установить систему видеонаблюдения

В некоторых провинциях местные власти неотступно преследуют “домашние церкви”. Пасторов и членов общин арестовывают, пытают, сажают в тюрьмы, а церкви закрывают.
Церковь Сиона в Пекине была одной из трех крупных неофициальных “домашних церквей”, в которых власти провели рейды в декабре 2018 года. Пастор этой церкви Цзинь Мингри отказался устанавливать камеры видеонаблюдения, которые транслировали бы властям все происходящее в режиме реального времени. В результате ее внезапно закрыли и тут же снесли.
“Раньше, если не вы не лезли в политику, правительство вас не трогало. Но теперь – если вы не продвигаете линию компартии и не выражаете Партии свою любовь, то оказываетесь под прицелом”, – сказал пастор Цзинь.
“Конечно, мы боимся — мы же в Китае. Но у нас есть Иисус”
Сотни лидеров “домашних церквей” смело заняли твердую позицию
В ответ на преследования пасторы неофициальных “домашних церквей” подали в 2018 году декларацию с призывом к религиозной свободе. К ноябрю документ подписали по меньшей мере 500 пасторов и служителей, выразив тем самым свой протест против гонений “различной степени”. В документе упоминается и о сносе крестов с церквей, и о принуждении вешать национальный флаг и петь песни, прославляющие государство, и запрет детям посещать церкви и получать религиозной образование.
Пасторы пообещали уважать власть и авторитет правительства до того момента, пока оно не “переступает границы светской власти, установленные в Библии, и не вмешивается в духовную сферу, касающуюся веры и души”. Они поклялись никогда не объединяться с религиозными организациями, подконтрольными правительству, а также игнорировать любые штрафы, налагаемые на церкви за их веру. Заканчивается декларация такими словами: “Ради евангелия мы готовы понести любые потери – даже лишиться своей свободы и своей жизни”.
Церкви “трех автономий”, имеющие разрешение от государства, встревожены вмешательством правительства

Пасторы официально признаваемых церквей “трех автономий”, которые до недавнего времени действовали в целом беспрепятственно, начали выражать беспокойство по поводу растущего вмешательства правительства. Руководители церквей недовольны, что власти приказали заменить кресты на национальный флаг и установить камеры видеонаблюдения, чтобы следить за общиной и ее деятельностью.
Внедрение разных требований варьируется от региона к региону, в зависимости от того, насколько ревностны местные власти. В одних местах правительство строит церкви, а в других сносит. В одних местах церквям запрещается изображать крест на фасаде здания, а в других разрешается разместить крест на фасаде, но не на крыше.
Предложено вознаграждение за арест иностранных пасторов
В марте 2019 года Гуанчжоу стал первым крупным городом в Китае, предложившим финансовое вознаграждение за информацию о “незаконной религиозной деятельности”.
Предупреждение о “незаконных группах” может принести бдительному соседу до 10,000 юаней ($1,450), а также 5,000 ($720) и 10,000 юаней за каждого арестованного иностранного пастора. Доносы о собраниях поместной церкви и местных пасторов принесут информанту до 3,000 юаней ($430).
Новые правила требуют от религиозных групп “распространять принципы коммунистической партии”
1 февраля 2020 года вступил в силу целый ряд новых “административных мер”, по всей стране были введены новые строгие правила. 41 постановление регулирует теперь “организацию, функционирование, надзор и управление религиозных групп” от учения до ежедневных собраний.
Религиозные организации обязаны подчиняться лидерству КПК и нести ценности социализма. Более того, Статья 17 гласит: “Религиозные организации должны распространять принципы и политику КПК … среди своих сотрудников и прихожан, уча их поддерживать лидерство КПК”.
“По сути, ваша религия ничего не значит, буддист вы или даосист, мусульманин или христианин: единственная дозволенная религия — это вера в КПК”, — заметил один из служителей церкви |
Пятилетний план по “китаизации” христианства
Основание для ужесточения ограничений было заложено два года назад, 1 февраля 2018 года, когда вышел ряд постановлений о повышении контроля за религиозной литературой и веб-сайтами. Были запрещены онлайн-продажи Библии, а оффлайн-продажи было разрешено осуществлять только через церкви “трех автономий”.
Примерно в то же время власти издали Белую книгу, в которой изложили пятилетний план по “переосмыслению” христианства в соответствии со светскими социалистическими взглядами, в рамках процесса “китаизации”.
В церквях десять заповедей заменили на портрет президента

В сентябре прошлого года в центральной провинции Хэнань, где местные власти обычно более радикальны во внедрении новых правил, каждой церкви “трех автономий” в уезде Лоян было приказано убрать Десять заповедей. На место фундаментальных Божьих принципов было велено повесить цитаты президента Си Цзиньпина. Некоторые церкви отказались и тут же были закрыты, в некоторых общинах людей вносили в “черный список”, ограничивая для них возможность передвижения, образования и трудоустройства.
Кроме этого, в новых школьных учебниках власти убрали слова «Библия», «Бог» и «Христос» из классических детских произведений, таких как «Робинзон Крузо» и «Девочка со спичками».
Партийные чиновники приходят в церковь послушать, о чем проповедует пастор
Однажды воскресным утром в октябре прошлого года община в городе Шанжао, в провинции Цзянси, прибыв на общее собрание, обнаружила, что на задней скамье сидит генеральный секретарь Рабочего отдела Единого фронта Центрального комитета КПК с мобильным телефоном в руках. И под его бдительным оком и ухом проповедник на библейских примерах рассказал общине, как нужно любить свою страну.
“С тех пор правительственные чиновники стали пристально наблюдать за нашей церковью, проповеднику ничего не оставалось, как проповедовать о патриотизме, чтобы удовлетворить их требования, – рассказывает один из членов общины. – По сути мы ненавидим слушать проповеди, построенные на ‘главных ценностях социализма’. Но нам приходится, чтобы сохранить свою церковь, пока наконец чиновники не оставят нас в покое”.
Собрания заканчиваются гимном “Благослови, Господь, Китай” из одобренного китаизированного песенника. «Гимны Ханаана» — известный сборник христианских гимнов, составленный Лу Сяомином, был признан “незаконным изданием” и запрещен для использования в церквях.
С подобными ограничениями сталкиваются и католические церкви

В Китае около 12 миллионов католиков, и они тоже сталкиваются с жесткими ограничениями. Власти проверяют церкви на наличие регистрации в подконтрольной государству Китайской патриотической католической ассоциации.
В сентябре прошлого года католической общине в городе Цзиань провинции Цзянси было велено закрасить название церкви, а вместо него написать коммунистическое воззвание: “Следуй партии, повинуйся партии и будь благодарен партии”. Пришлось также убрать картину с библейским сюжетом, чтобы повесить портрет президента Си Цзиньпина в окружении воззваний компартии.
В том же месяце одной католической общине в Цзянси (неподконтрольной Патриотической ассоциации) было приказано прекратить всякую религиозную деятельность. Местные власти предупредили пожилых членов общины, что если они будут и дальше собираться на богослужения, им перестанут выплачивать пенсию. На том месте, где проводились их собрания, был убран крест и картина с библейским сюжетом, а на их место размещены портреты Си Цзиньпина и Мао Цзэдуна.
Тайный пакт лишь усилил процесс китаизации церкви
Резкий скачок репрессивных мер со стороны властей вызывает вопросы относительно судьбы тайного пакта, подписанного, как говорят, в сентябре 2018 года Пекином и Папой Франциском. В рамках этого пакта власти Китая получили право голоса в назначении новых епископов.
Наблюдатели отмечают, что с момента заключения пакта правительство, похоже, удвоило свои усилия по китаизации христианства, пытаясь насытить учение церкви духом китайского патриотизма и идеологией КПК. Отмечается также, что служителей церкви сажают в тюрьму или лишают возможности участвовать в религиозных празднествах.
Христианам негде спрятаться
Наряду с этим, правительство Си Цзиньпина взялось за то, чтобы внимательно отслеживать жизнь каждого гражданина в этой 1.4-миллиардной стране. Запущена огромная сеть камер с продвинутой технологией ИИ (искусственного интеллекта). Технология уже была протестирована и “усовершенствованна” против уйгурских мусульман, преследуемых властями в провинции Синьцзян, а также против тибетских буддистов.
Система отслеживает и фиксирует каждый шаг человека, не оставляя преследуемым меньшинствам, и в том числе христианам, места, где они могли бы спрятаться.
Система распознавания лиц определяет личность человека и отслеживает его покупки, активность в Сети, считывает его выражение лица и другие особенности поведения, формируя его уровень “социального доверия”.
Всех, кто нарушает правила и не подчиняется властям, ждут наказания, которые варьируются от легких – ограничение на Интернет или задержки при выселении из отеля – до серьезных, включая запрет на авиаперелеты и ограничения по кредитам и аренде.
Система социального доверия способна серьезно повлиять на повседневную жизнь христиан и других меньшинств, особенно если в них усмотрят проявление “инакомыслия”.
Программы слежения дают властям полный доступ ко всем данным, передающимся по китайским сетям и хранящимся на серверах в Китае, в том числе серверам иностранных компаний, а также принадлежащим китайским физическим и юридическим лицам. По словам эксперта, “это покроет каждый район, каждое служение, каждый бизнес и предприятие, охватывая все общество”.
История христианства в Китае
• Евангелие впервые пришло в Китай в 635 г., оно прозвучало из уст сирийских миссионеров из Церкви Востока, которые пришли из Персии. В последующие два столетия появилось много общин китайских христиан.
• В 845 г. император, поддерживающий даосизм, запретил все некитайские религии, включая христианство. Число христиан значительно сократилось, сохранился лишь небольшой остаток Восточной Сирийской церкви – он и развивался в Центральной Азии в последующие четыре столетия.
• В начале XIII в. Церковь снова стала процветать, когда Китай завоевали монголы, возглавляемые Чингисханом, и даже некоторые монгольские лидеры приняли христианство. Вскоре прибыли европейские католические миссионеры, и люди стали обращаться несмотря на серьезные гонения.
• В 1368 г. китайцы восстали против своих монгольских правителей, и возникла династия Мин, которая упразднила все формы христианства.
• В 1807 г. прибыл первый протестантский миссионер. Восстание тайпинов 1850–1864 началось с противостояния гонениям на христиан со стороны правящей династии Цин. Оно превратилось в одну из самых кровавых войн в истории, унеся жизни от 20 до 100 миллионов человек.
• В 1900 г. группа, известная как боксеры, возникшая из тайной буддистской секты, подняла восстание против западных голубоглазых “иностранных дьяволов” и китайских христиан, с целью вернуть китайскую культуру к конфуцианским ценностям. Они убили 188 иностранных миссионеров и около 32,000 китайских христиан.
• В 1949 г., когда власть над материковым Китаем захватили коммунисты, иностранные миссионеры покинули страну. После них остались протестантские церкви “трех автономий”, подчинившиеся контролю коммунистического правительства. Другие общины остались в рамках неофициальных “домашних церквей”. Понятие “трех автономий” базируется на трех принципах: самоуправление, самофинансирование и самопропаганда, сформулированных миссионерами в Китае в XIX веке.
• Культурная революция 1966–1976 гг., проводимая Мао Цзэдуном, запретила любое выражение религиозных взглядов. Христиане были вынуждены уйти в подполье, и в результате разрослось движение “домашних церквей”.
• В 1980-х гг. в Китае была восстановлена относительная религиозная свобода. Государство признало пять конфессий: протестантизм, католицизм, ислам, буддизм и даосизм.
• 14 марта 2013 г. президентом Китайской народной республики был избран Си Цзиньпин.