Дневник чтения: Введение (скачать)
Такими словами начинается книга Плач Иеремии в Септуагинте (первом греческом переводе Ветхого Завета). Так давайте же с трепетом прислушаемся к тому, как изливает свое измученное горем сердце преданный служитель Господень — пророк, который предупреждал, призывал и умолял свой народ, но все его старания оказались тщетны.
Иеремия смело пророчествовал на протяжении многих лет, однако Иерусалим пал, а его народ был уведен в плен. Бедствие, о котором он предупреждал, случилось. Скорбь переполняет его вдвойне: он сокрушается о грехах своего народа, которые привели к его гибели от руки Божьей, и скорбит о его нынешних потрясениях. Глубина его страданий потрясает и шокирует.
В некоторых культурах внешнее проявление печали обычно не приветствуется, больше одобряется сдержанность. Но во многих странах ожидается явное выражение скорби, особенно в случае тяжелой утраты.
Такой плач обычно включает в себя рыдания, стоны, причитания, сетования и другие бессловесные звуки. Но в случае Иеремии мы слышим слова, которые запечатлены для нас на страницах Библии.
Плач Иеремии — книга, которую в большинстве церквей читают редко, на нее почти не проповедуют. Однако в синагогах она читается ежегодно на девятый день еврейского месяца Ав (который приходится на июль/август). Это самый печальный день еврейского календаря. Это день траура по разрушению Первого храма вавилонянами в 586 году до н. э., которое пережил Иеремия, и Второго храма римлянами в 70 году н. э. Вспоминаются и другие бедствия еврейского народа, такие как изгнание евреев из Англии (1290 г.), Франции (1306 г.) и Испании (1492 г.), а также Холокост Второй мировой войны.
Слова Иеремии в этой книге напоминают нам о том, как Иисус плакал о Иерусалиме, въезжая в этот город на осленке за несколько дней до Своего распятия.
Он испытывал отеческое желание утешить и защитить жителей этого города:
На протяжении всей своей истории Церковь терпела унижения, насилие и разрушения. В долине Нила около тысячи лет процветали три африканских христианских нубийских царства (позднее объединенных в одно), отбивавшие попытки вторжения арабов-мусульман. Но к началу XVI века христианство там угасло и воцарился ислам. Аналогичным образом прекратили свое существование церкви Северной Африки (современные Марокко, Алжир, Тунис и Ливия). К концу XIV века церковь, существовавшая в Афганистане как минимум с III века, была фактически уничтожена грозным узбекским завоевателем Тимуром (Тамерланом).
В начале XX века османы сделали все возможное, чтобы уничтожить Церковь в своей империи, устроив геноцид христианских народов. Позже церкви за «железным занавесом» и «бамбуковым занавесом» были практически уничтожены коммунистическими гонениями в Советском Союзе и Китае. В XXI веке мы стали свидетелями того, как город Мосул (древняя Ниневия) был очищен от христианского населения после захвата группировкой «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), которая насиловала, порабощала и убивала местных жителей. Антихристианское насилие на уровне геноцида, нараставшее на севере и в Средней полосе Нигерии, особенно после создания в 2002 году террористической группировки «Боко харам», достигло такой степени, что там ежегодно убиваются тысячи христиан.
В неделю поддержки христиан в гонениях вспомните и расскажите другим о массовых убийствах, даже геноцидах, народа Божьего на протяжении веков и в наши дни. Поразмышляйте над этим вместе с книгой Плач Иеремии.
Дневник чтения рассчитан на 8 дней, с 5 по 12 ноября. Вы найдете его на нашем сайте (раздел Публикации), а также в наших группах ВКонтакте, Телеграм и Вайбер.