Библия учит нас, что тяжелые обстоятельства — еще не повод отчаиваться. Из них обязательно получится что-то доброе, как целебное масло, что течет из раздавленных маслин.
Я пишу, а в это время поступают новые подробности о двух терактах в пакистанской церкви Всех Святых в Пешаваре: число погибших уже возросло до 85. Я хорошо знаю эту церковь и не раз посещал ее. Христиане в Пешаваре крайне бедны и уязвимы, большинство из них имеют возможность устроиться только на самую низкооплачиваемую работу: подметать улицы или чистить канализации. Они сломлены и раздавлены.
В иудаизме есть выражение, в котором еврей сравнивается с маслиной, которая должна быть раздавлена. В истории Израиля дерево маслины и его плоды имели особое значение. Дерево символизирует собой надежду и мир, потому что способно возрождаться из сломанной ветки и потому что голубь, выпущенный Ноем, принес в своем клюве масличный лист, дав понять, что воды потопа убывают (Бытие 8:11). Раздавленные маслины дают масло для света и пищи, масличное масло также имеет целительные свойства и использовалось для помазания царей и священников (см., напр.: Исход 35:28; Исайя 1:6; 1 Царств 10:1).
Оливковое масло очень трудно выжимать. Во-первых, оливки сдавливают мельничным жерновом, пока они не лопнут. Треснувшие оливки перекладывают в мешки и прессуют под большим камнем, пока не вытечет масло. Арамейское слово, означающее масличный пресс, звучит как “гат шамна”. Именно так и назвали Гефсиманский сад, где на Господа Иисуса навалилась вся тяжесть ноши, возложенной на Него Отцом, и тяжесть от осознания того, что Ему предстоит вскоре пережить, когда Он должен будет вознести грехи всего мира на крест.
Это чувство раздавленности очень глубоко переживают сейчас христиане Сирии, чья жизнь разбита вдребезги. Вот уже на протяжении двух с половиной лет они наблюдают, как их общество рушится. Христиане оказались в самой гуще войны и хаоса, став мишенью для террористов. Давление постоянно усиливается. Они сломлены и раздавлены.
Но, как учит нас история Израиля и как сказали бы евреи, тяжелые обстоятельства — еще не повод отчаиваться. Из них обязательно получится что-то доброе и полезное, как целебное масло, что течет из раздавленных маслин. В своем письме коринфским христианам апостол Павел говорит о своих личных переживаниях и об обстоятельствах, в которых они оказались с другими служителями, будучи “отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся” (2 Коринфянам 4:8). Дважды он говорит: “Мы не унываем” (2 Коринфянам 4:1, 16). Так что мы не сдаемся. Мы не унываем. Мы не впадаем в отчаяние. В этой же главе Павел говорит о том, что мы имеем великую надежду: хотя наши тела и умирают, мы имеем в безмерном преизбытке вечную славу, уготованную нам, хотя и носим это бесценное сокровище в глиняных сосудах (2 Коринфянам 4: 17, 7).
Я молюсь о том, чтобы наши страдающие братья и сестры в Пакистане и Сирии обрели, наконец, венец красоты вместо пепла и елей радости вместо плача (Исайя 61:3).
Патрик Сухдео,
международный директор Фонда Варнава