В жизни Христа торжество входа в Иерусалим быстро сменилось агонией Гефсимании, позором, унижением и крестной смертью, а затем — триумфальным воскресением и славным вознесением. За этот короткий период времени Иисус пережил отвержение народа, предательство друзей, ложные обвинения, арест, жестокий приговор, насилие и смерть. Невозможно прочувствовать всю глубину Его страданий и осознать всю их тяжесть. Как поется в одном старом гимне, “Нам не познать и не постичь, какую боль Ему пришлось нести”.
На протяжении веков для народа Божьего Иисус был и остается первопроходцем, предтечей, примером. Были времена, когда христиане сталкивались с тьмой страданий, гонений, испытаний и искушений. Были времена, когда их переполнял страх и одолевали сомнения, когда они были подавлены, теряли надежду, и завтрашний день окутывала беспросветная тьма. В своих тяготах они снова и снова переживали тот момент, когда Иисус на кресте воскликнул: “Элои, Элои, лама савахвани [Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?]”.
В книге Джона Буньяна Путешествие Пилигрима христианину была показана стена, объятая пламенем, от которой исходил испепеляющий жар, и люди заливали огонь ведрами с водой, пытаясь потушить его. Когда христианин спросил, что означает этот огонь, ему ответили, что он символизирует веру, а люди — это те, кто пытается угасить ее сомнениями и страхом. Затем, оказавшись по другую сторону стены, он увидел фигуру, держащую в руках сосуд с маслом. Эта небольшая фигура, почти не заметная, подливала масло в огонь, поддерживая пламя. Когда христианин спросил о значении увиденного, ему ответили, что это масло Божьей благодати, которое поддерживает горящий огонь, и поэтому вера не угасает.
Мы с вами — как тот христианин. С одной стороны, мы видим и переживаем угашение веры, когда в наши сердца проникают сомнения, безысходность и отчаяние, когда искуситель сатана и его приспешники — подходя через наших друзей или врагов — стремятся выполнять его приказы и разрушить нашу веру и нас самих. Но все же есть Тот, Кто хранит нас, подкрепляя наши души маслом Божьей благодати, поддерживает в нас жизнь и не дает пламени веры угаснуть.
В своем послании к коринфянам апостол Павел пишет о глубине своих страданий. Наверное, речь здесь идет о физических страданиях, хотя мы не знаем точно. Он просил Бога удалить их, дать ему передышку и покой. Но ответ Бога был простым. Он излил масло Своей благодати на жизнь Павла, так что он смог и дальше служить Богу и исполнять Его волю несмотря на гонения. В немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа Божья благодать была с ним. Потому что, как ответил ему Бог, “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Коринфянам 12:9).
Очень скоро мы будем праздновать праздник Пасхи, вспоминая не только страдания Божьего народа, но и наши собственные внутренние тревоги и испытания. Мы молим Бога излить на нас Свою благодать, чтобы мы могли пройти через четверг Гефсимании, пятницу распятия, субботу отчаяния и достичь наконец воскресения победы, наполнившись надеждой на вознесение и жизнь вечную.