В контрасте со славой вечного Альфы и Омеги, человек хрупок и недолговечен, как трава (ст. 6–7). Под дуновением в стихе 7 может подразумеваться множество источников разрушения. Это может быть разрушительный сирокко Средиземноморья, жаркий ветер пустыни Сахара, который иногда достигает скорости урагана. Или это может быть обжигающий восточный ветер, который причинил Ионе так много страданий в Ниневии (современный Ирак, Иона 4:8). Но с уверенностью можно сказать одно: этот ветер назван “дуновением от Господа”. Это означает, что ветер посылается от Господа, подобно тому, какой испытал Иона. Возможно, это означает «Дух Господа», потому что еврейское слово «руах» может означать «дух, дыхание, ветер, дуновение», — любое движение ветра, от легкого бриза до воющего шторма. Может ли этот ветер, уничтожающий цвет на траве, служить иллюстрацией Божьего суда?
Образ увядающей травы или цветка часто повторяется в Писании (Иакова 1:10–11; 1 Петра 1:24-25). Иисус приводит в пример траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в огонь (Матфея 6:30). Давид сравнивает жизнь человека с простым дыханием (Псалом 38:4–6), а Иов приводит метафору тени, которая исчезает (Иов 14:1–2). Учитывая слабость и хрупкость человека, еще удивительнее то, что Слово стало плотью, воплотившись в Иисусе Христе (Иоанна 1:14).
Но если человек подобен траве, то что символизирует цвет на траве (ст. 6)? Библейские комментаторы считают, что это наша “слава”, “красота”. Но это далеко от истины. В оригинале стоит еврейское слово «хесед», которое означает твердую и непоколебимую любовь, подобную той, что проявляет наш Бог, хранящий завет. Но наш «хесед» хрупок, как полевой цветок. На нашу верность нельзя полагаться, наша преданность может поколебаться, мы можем нарушить обещания, и доброта наша непостоянна.
Современные технологии создают иллюзию того, что у нас есть сила и власть и мы можем жить вечно, пока вдруг не обнаруживается, что какой-то крошечный вирус может разрушить весь наш мир. Только тогда мы осознаем, что в действительности человек слаб и беззащитен. Мы словно цветы в пустыне, которые оживают после дождя, только чтобы увянуть и засохнуть спустя несколько недель под безжалостным палящим солнцем. Но это не должно нас пугать, ведь наш Бог вечен, у Него вся сила и власть. Он всемогущий и непобедимый. И Он верен. В отличие от нашего хрупкого «хеседа», Его «хесед» абсолютно надежен.
По милости (хесед) Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя (Плач Иеремии 3:22–23).
Мы можем с уверенностью положиться на Его неизменное Слово, которое пребывает вечно (ст. 8, ср.: Матфея 5:18). Благодаря Божьей верности мы можем положиться на Его обетование об избавлении народа из Вавилона. А Петр показывает нам, что надежность Божьего Слова, как было обещано в 40:8, также дает уверенность и в евангелии нашего Господа Иисуса Христа, ибо, как говорит апостол преследуемым христианам, “слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано” (1 Петра 1:25).
Эти обетования особенно ценны для христиан, испытывающих гонения за веру. Эти истины дают им надежду и уверенность посреди тяжелых страданий и испытаний.