“В Англии нет такого понятия, как религия… Как только кто-нибудь заговорит о религии, все начинают смеяться”.
“Открытое и декларируемое пренебрежение к религии стало… отличительной чертой нынешнего века… Христианство высмеивается и поносится…”
“Стало считаться само собой разумеющимся, что христианство перестало быть предметом дискуссий; теперь же, оказывается, выяснилось, что оно вообще фикция. И, соответственно, к нему относятся так, словно… не остается ничего другого, как сделать его главным объектом всеобщих насмешек”.
Это высказывания об Англии 1730-х годов, но как же верны они сегодня — и не только в отношении Англии, но и ко всей Великобритании, а также многим другим государствам Запада!
Среди высших классов Англии 1730-х годов популярны были различные христианские ереси, такие как арианство, пелагианство и социнианство. Другие возводили на пьедестал природу, словно религию, в то время как всё, что имело отношение к самому Христу, отвергали. Многие священнослужители мало что знали о Библии, а обычные люди предавались пороку любого рода, по большей части не подозревая, что в глазах Бога это грех.
Евангельское пробуждение
Некоторые христианские руководители видели, что творится, и взывали, терзаясь в душе. Но церковь продолжала балансировать на краю пропасти, пока Джон Уэсли и его единомышленники не начали свое служение, призывая людей по всей стране читать Библию и собираться вместе на молитву.
Последовало евангельское пробуждение, датируемое обычно (применительно к Англии) обращением самого Уэсли в 1738 году. Оно продолжалось приблизительно до 1815 года. Проповедовалась личная вера. В церквях провозглашалась евангельская истина, которую народ охотно принимал.
И каков же результат этого пробуждения в обществе? Греховные практики никуда не делись, но в обществе стала снова цениться добродетель. Богобоязненность и набожность снова стали общепринятыми.
Однако, как писал сам Джон Уэсли в статье, опубликованной в 1782 году:
Какова нынешняя характеристика английской нации? Это безбожие… Под безбожием я подразумеваю, во-первых, полное незнание Бога; а во-вторых, полное презрение к Нему.
Евангеликализм на Западе сегодня
И что же осталось от того евангельского пробуждения сегодня?
Исследование 2022 года, проведенное Ligonier Ministries и LifeWay Research, показало, что многие евангельские христиане Америки придерживаются небиблейских и даже еретических верований, особенно что касается природы Бога.
- 73% соглашаются с утверждением, что Иисус — это “первое и величайшее создание, сотворенное Богом”.
- 55% верят, что Дух Святой — это некая сила, а не личность.
- 44% говорят, что Иисус был великим учителем, но Он не Бог.
- 38% считают, что “религиозные взгляды — это вопросы личного мнения человека, а не объективная истина”.
В рамках другого отдельного исследования, тоже проведенного в США в 2022 году, но на этот раз Центром культурных исследований при христианском университете Аризоны, были изучены убеждения пасторов. Вот что выяснилось в среде евангельских пасторов:
- 39% считают, что не существует абсолютной моральной истины и что “каждый сам определяет свою собственную истину”.
- 37% говорят, что иметь веру в целом гораздо важнее, чем то, во что или кого конкретно человек верит.
- 30% не согласились, что их спасение основывается исключительно на исповедании грехов и принятии Иисуса Христа как Спасителя.
Ясно, что христианская церковь на Западе вновь стоит на грани краха. Но что случилось, чтобы она снова оказалась на краю пропасти?
Процесс дехристианизации
Британский богослов и ученый К. С. Льюис, выступая в 1954 году, описал “великое разделение”, которое он считал “величайшим из всех разделений в истории”. Оно началось в середине XIX века, отделив христианскую эпоху предыдущих 18-ти столетий от постхристианской эпохи. Этот процесс дехристианинзации западного общества можно проследить, по его словам, в политике, искусстве, религии и технологиях. И пропасть продолжает расширяться. Американский проповедник и ученый Э. У. Тозер (1897-1963), почти точный современник Льюиса, писал:
Я вижу, что приходит время, когда все святые люди, глаза которых отверзты Духом Святым, один за другим покинут мирской евангеликализм. Дом этот останется пуст, и не останется среди них ни одного Божьего человека, в ком пребывал бы Дух Святой.
Тозер говорил, что хотел бы дожить до того времени, чтобы увидеть, как святые и духовно просвещенные христиане отделятся от этого тонущего корабля евангеликализма и образуют из себя “новый ковчег, чтобы переждать шторм”.
Водоворот, который затягивает
Теперь, когда на дворе 2020-е годы, мы переживаем эпоху, когда христианство в Великобритании и в большинстве западных стран снова становится посмешищем, как было в Англии в 1730-х годах. Причиной тому, отчасти, является несостоятельность и порочность ее руководителей, отчасти — самомнение и высокомерие общественных лидеров. Эти два фактора, похоже, усиливают друг друга, образуя порочный круг.
С утратой церковью авторитета исчезли и моральные рамки, поддерживавшие некогда западное общество, его система ценностей рухнула, и наличие абсолютной истины стало отвергаться. Люди на Западе в большинстве своем отвернулись от Бога, считая Его неуместным и ненужным для их счастья и самореализации. Другими словами, человечество повзрослело и стало хозяином своей собственной судьбы, больше не нуждаясь ни в каком сверхъестественном существе.
Однако мы видим, что не только люди отвернулись друг от друга, но и природа, похоже, повернулась против человечества. Люди попали в водоворот, который все сильнее затягивает их, суля погибель. Бог говорит: “Погибели предшествует гордость, и падению — надменность” (Притчи 16:18). Их погубит человеческая гордость. Церковь на Западе, столь благословляемая Богом в течение многих веков, теперь может ощутить на себе Его гнев и подвергнуться Его суду.
“Чем глубже скорбь, тем ближе Бог”
Если Бог оставит сейчас церковь на Западе, как она может жаловаться, учитывая, что она так часто с презрением отталкивала Его, так явно и бесстыдно? Но не стоит отчаиваться. Как говорится, “чем глубже скорбь, тем ближе Бог”. Перед Уэсли и его единомышленниками стоял такой же серьезный вызов, что и перед нами сегодня. Что если и теперь прибегнуть к тому же самому решению? Теми средствами, через которые Бог вернул Англию с края пропасти в XVII веке, были покаяние, молитва и изучение Библии. Может, стоит воспользоваться ими снова?
Джордж Барна, директор по исследованиям Центра культурных исследований, отметил, что по данным их исследований, религиозные взгляды пасторов напрямую связаны с их духовными привычками. Теми, кто придерживался наиболее библейских убеждений, оказались пасторы, следующие ежедневной практике чтения Писания, молитвы, поклонения и исповедания.
Бог может снова посетить Свой народ на Западе. Христианам следует покаяться и вновь молить Его о милости, помня, что не существует христианских наций и не следует бездумно надеяться на Его милость, тщетно цепляться за успехи, славу и триумфы прошлого, считая это своим правом на очередные благословения.
“Боящиеся Бога говорят друг другу”
Пророк Малахия описывает общество, в котором народ все еще продолжал следовать принятым религиозным обрядам, но не прилагал к этому сердца, принося Богу в жертву хромых и больных животных (Малахия 1). Видя, как процветают нечестивые, люди думали, что служить Богу бессмысленно (Малахия 3:8-16). Но оставались в этом обществе и те, кто любил Бога и почитал Его заповеди. Наверняка им было тяжело наблюдать за происходящим вокруг. Давайте прочитаем слова Малахии о том, что делают эти люди, что Бог отвечает им и что обещает им в будущем:
Но боящиеся Бога говорят друг другу: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему (Малахия 3:16-18).
Даже если вы единственный в своей семье или церкви или городе, кто читает Библию и смиренно молится, Бог замечает и слышит. Но если есть такая возможность, собирайтесь с другими верующими, читайте Писание и молитесь вместе, помогая друг другу оставаться верными Господу.
“Ты — Бог мой, и я принадлежу Тебе”
Уэсли сумел превратить пьяные кутежи бристольских шахтеров каждое 31 декабря в богослужения и “ночные бдения”. Более того, в 1755 году он ввел обычай “обновления завета” в первое воскресенье года, когда верующие торжественно подтверждают свое посвящение Господу. Вот как звучит их “Молитва завета”, которую переняли сегодня и многие другие церкви:
Я больше не принадлежу себе,
Я во всем предаю себя Твоей воле.
Поставь меня там, где Ты желаешь,
Уравняй меня с теми, с кем Ты захочешь.
Господи, я повинуюсь Твоей воле
И предаю себя в Твои руки
Для служения и для страдания.
Позволь мне быть принятым
И отвергнутым ради Тебя,
Вознесенным или униженным ради Тебя.
Наполни мою душу — и опустоши ее,
Одари меня всем — и забери все.
По доброй воле и с радостью
Я отдаю всего себя Тебе,
Чтобы Ты мог использовать меня так,
Как Тебе угодно для добра и блага.
О, славный и благословенный Бог,
Отец, Сын и Дух Святой,
Ты — Бог мой, и я принадлежу Тебе.
Да будет так.
И да будет скреплен на Небесах завет,
заключенный мною на земле.
Пусть каждый из нас вновь посвятит себя Господу и примет решение в этом году отдавать приоритет молитве и изучению Писания, смиренно ходя перед Богом и прося Его:
Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!
Аввакум 3:2
Д-р Патрик Сухдео
Международный директор Фонда Варнава
Подробнее по этой теме читайте книгу Патрика Сухдео «Новая гражданская религия».