Ни одна из стран Западной Африки не защищена от угрозы вторжения исламистских боевиков. Об этом на прошлой неделе предупредил президент Ганы Джон Драмани Махама после двух громких терактов в Нигере, совершенных боевиками.
Джон Махама напомнил о вторжении группировок аль-Каиды на север Мали в прошлом году и сказал, что этот эпизод еще раз показывает, что весь регион Сахель “стал излюбленным плацдармом боевиков”. Президент предупредил:
Если позволить этому плацдарму укрепиться, это повлияет на стабильность во всем регионе.
Он заметил, что вооруженная интервенция Франции помогла стабилизировать обстановку в Мали, но кризис еще не преодолен.
Говоря о взрывах 23 мая в Нигере – первых подобных инцидентах в этой стране, Джон Махама сказал:
Весь регион Западной Африки под угрозой нападений боевиков, подобных тем, что мы видели в Нигере… и эта проблема волнует всех нас, живущих в странах этого региона.
Ответственность за недавние нападения в Нигере взяло на себя Движение за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА). Представитель алжирских боевиков Мухтар Белмухтар, лидер “Батальона подписавшихся кровью” позже сказал, что взрывы были “согласованы” с группировкой ДЕДЗА. Взрывы, прогремевшие в военном лагере в Агадезе и на урановом месторождении в Арлите, где работает французская компания «Арева», унесли жизни по меньшей мере 20 человек. Абу Валид Сарауи, a представитель АДЕДЗА, сказал:
Слава Аллаху, мы провели две операции против врагов ислама в Нигере. Мы напали на Францию и на Нигер – за его сотрудничество с Францией в войне против шариата.
Нигер был одной из западноафриканских стран, предоставлявших войска для операции в Мали. В начале этого года из Мали удалось изгнать несколько исламских группировок, среди них была и АДЕДЗА.
Белмухтар, который считается ответственным за нападение на газовое месторождение в Алжире в январе угрожает дальнейшими нападениями Франции, Нигеру и другим африканским странам, вовлеченным в освобождение Мали. Он говорит:
Это был наш первый отклик на слова президента Нигера – от его покровителей в Париже – что он ликвидировал джихад и моджахедов.
“Пояс нестабильности”
Взрывы показали Африке реальность внешней угрозы от вооруженных исламистских боевиков. Нападавшие, как сообщается, прибыли из Мали, Западной Сахары и Судана. Муса Акфар, эксперт по безопасности в столице Нигера Ниамей, заявил:
Проблема в том, что Нигер – большая страна, с дестабилизированной обстановкой в трех областях: оппозиция в Ливии, война в Мали и Боко Харам в Нигере. Границы ненадежны, и исламистские группировки постоянно угрожают дальнейшими нападениями.
Все больше стран Западной Африки становятся жертвами исламизма. Совет безопасности ООН проинформирован о “поясе нестабильности”, протянувшемся вдоль африканской Сахары и охватившем Сахель. Если обстановка не стабилизируется, вскоре весь континент может стать благодатной почвой для экстремистов и стартовой площадкой для крупномасштабных террористических атак по всему миру.
Исламистские вооруженные группировки, действующие в Африке, используют социально-экономические недовольства населения, чтобы вербовать молодых людей, предлагая им финансовую мотивацию, а также идеологию насилия, с помощью которой они могут выразить свое недовольство.
Как заявил ганский президент, ни в одной стране теперь не безопасно, даже в тех, что раньше были относительно стабильными, не зараженными исламским радикализмом.
В своем последнем отчете Институт оборонных исследований (ИОИ) отметил, что даже в такой относительно умеренной стране, как Сенегал, возникают сейчас все более радикальные настроения из-за распространения там экстремистского учения. Один имам из Дакара сказал:
Все больше и больше фундаменталистских группировок, такие как Аль-Каида в Исламском Магрибе (АКИМ), используют народные волнения и недовольства и придают им религиозную окраску, чтобы создать новую национальную идеологию, – такова часть их новой стратегии.
Растет недовольство образованной элиты, народ Сенегала оставляет светские традиции своего колонизатора и ищет ему альтернативу в исламизме.
Сенегал, так же, как и Нигер, является союзником Запада и участвовал в освобождении Мали. И теперь эта страна тоже становится потенциальной мишенью для нападения исламистских боевиков.
Опасность для христиан
Везде, где правит исламистский террор, христиане становятся жертвами насилия. Когда боевики захватили север Мали, они выгнали оттуда всех христиан и разрушили все церкви в Гао и Тимбукту.
В северном и среднем поясе Нигерии, где Боко Харам борется за установление исламского государства, практически каждую неделю христиан жестоко убивают, церкви сжигают. В трех наиболее опасных штатах – Адамава, Йоби и Борно – объявлено чрезвычайное положение, но христиан продолжают убивать. 24 мая во время христианского собрания был убит пастор Лука Базигила из Гвазы, штат Борно, и еще один христианин.
Христиане составляют крохотное меньшинство в таких странах, как Нигер и Сенегал, и поэтому подвергаются преследованиям.
Африканские лидеры принимают меры по борьбе с растущей угрозой. Президент Ганы Махама поддержал план Африканского союза по созданию сил быстрого реагирования. Он сказал:
Мы должны действовать сообща как единый регион и континент, чтобы вернуть мир и стабильность в наши страны.
Ответ должен быть как реагирующим, так и упреждающим, как подчеркнул Совет безопасности ООН. В своем заявлении 13 мая президент сказал, что Совет безопасности “признает, что терроризм не одолеть только военными силами и службами безопасности, принятием законодательных мер или разведывательными операциями”. Он подчеркнул необходимость устранения условий, способствующих развитию терроризма, включая продвижение верховенства закона, защиту прав человека, надлежащие управление, экономическое развитие, борьбу с бедностью и коррупцией.
Это нелегкая задача для африканского континента, который борется с бедностью и нестабильностью уже многие поколения. Международное общество обязано поддержать африканские страны в этой длительной борьбе.
Доктор Патрик Сухдео,
международный директор Фонда Варнава